|
“Баранов - в стойло, холодильник - в дом”
Диагноз товарища Саахова
Из написанного у нас о борьбе с коррупцией можно составлять солидные библиотеки. Но на этой неделе эта тема вновь была востребована одним из отечественных журналов, поместивших очередную статью солидного автора. Статья правильная, даже очень. Да и вообще - можно ли неправильно что-то написать о борьбе с коррупцией? Ну кто возразит, что с коррупцией надо бороться? Причем самыми суровыми методами, вплоть до...
Никто не возразит. Поэтому все статьи о борьбе с коррупцией - они у нас самые правильные, грамотные и очень хорошие.
Автор перечислил буквально все возможные подходы в этой борьбе, все страны, в которых эта борьба может быть признана успешной (включил в этот список даже Грузию). При этом в качестве подспорья упомянул он и некий “внешний контроль”, то есть “механизмы, которые имеют высокую степень независимости от исполнительной власти”. И ссылку здесь дал на Конвенцию ООН против коррупции, в которой эти механизмы перечислены.
Нет, мы ни в коем случае не хотим оппонировать автору. У нас даже в мыслях нет что-то у него опровергнуть или подвергнуть сомнению хоть одну строчку его изложения. Как говаривал бессмертный товарищ Саахов в эпической “Кавказской пленнице”: “...Да, бумага написана правильно, верно, да. Только с одной стороны, да. Но есть и другая сторона медали”.
Сторона эта очень даже явно засветилась, заблистала, засверкала в многострадальной нашей Украине. И не надо тут удивляться. Это как раз имеет прямое отношение к пресловутому “внешнему контролю”. Ведь супротив чего и кого вспыхнул киевский майдан? Супротив олигархов и тотальной коррупции. Именно эти две ненавистные темы собрали сотни, а то и тысячи простых и возмущенных людей.
И людям на майдане казалось, что с уходом Януковича уйдут и олигархи, и коррупция. Особенно тогда, когда внезапно за океаном “прижали” одного из украинских воротил - миллиардера Дмитрия Фирташа. Ну, теперь-то дело пойдет, можно было прочесть в украинской прессе и услышать на майдане. Но дело почему-то не пошло. Оказалось, что Фирташа прижали только потому, что он поддерживал Януковича, а вот, например, другого миллиардера, Игоря Коломойского, не то что не прижали, а взяли и назначили губернатором Днепропетровской области. А Петра Порошенко, еще одного олигарха, и вовсе избрали президентом страны.
Как же так получается? Ведь и пресловутый “внешний контроль”, казалось бы, на Украине в наличии - американцы даже заявили, что найдут капиталы самого Януковича, спрятанные в западных банках, и вернут их украинскому народу, потому как наворованы они очень даже незаконными путями. Значит, одни олигархи - хорошие, а вот другие - плохие? Одних, значит, можно “раскулачить” и вернуть народное добро народу, а других - и трогать не смей?
Нам всегда было неловко как-то спросить у наших либеральных борцов с коррупцией, которые в качестве эталонов этой борьбы выставляют своих спонсоров - западные фонды и прочие сугубо демократические институты: а куда уходили те капиталы, которые вы сами считаете незаконно у народа уведенными? Эти самые, выведенные в офшоры миллиарды? Может, они уходили на Восток? Или все же на Запад?
Там и аккумулировались, там и особняки с яхтами покупались, там и паспорта оформлялись, политические убежища всякие. Там или не там? Значит, когда все это выводилось, покупалось и оформлялось, все было очень даже хорошо. Воровство этими пресловутыми демократическими западными институтами всячески поощрялось, приветствовалось и покрывалось.
Ведь никто же, абсолютно никто этому на Западе реально не воспрепятствовал, хотя там отлично всегда было известно и происхождение этих утекающих миллиардов, и маршруты их утекания, и банки, и офшорные зоны, и недвижимость, и паспорта. Все известно было и известно сейчас. Но вот тема коррупции всплывала почему-то тогда, когда она была этими институтами востребована - когда кто-то из олигархов начинал поддерживать “не того, кого надо”. Вот тогда и начинали шуметь по поводу “тотальной коррупции продажного режима”. Шуметь начинали и демократические институты, и “свободная пресса” на Западе. Начали об этом шуметь и во время киевского майдана.
Поэтому бумага, с которой мы начали, конечно же, написана правильно. А как иначе? И про механизмы, которые независимы от исполнительной власти, тоже правильно. Только вот чего не написано, так это того, что никакие механизмы абсолютно независимыми не бывают. Если они независимы от этой исполнительной власти, то всегда на них найдется какая-нибудь другая. |