|
Сосед полковник третий день сам не свой, как больной.
Она не хочет, вот беда, выходить за него
А за окошком месяц май
Всех - с Днем единства народа Казахстана. Говорим это безо всяких там скользких недопониманий. Единство нам ныне нужно, как никогда. Потому как это единство сегодня проверяется самым что ни на есть изощренным испытанием - когда, казалось бы, никаких внешних врагов вокруг не видно, но и искренних и преданных друзей - раз, два и обчелся.
Хотя и у человека-то по жизни редко таких друзей больше, чего уж говорить о целых народах. У народов свой интерес, народный. И народы состоят не только из так называемых простых людей, но и из элитарных. И нередко интересы простых и элитарных бывают очень даже разные. Хорошо только тогда, когда эти интересы хоть в чем-то порою совпадают.
Сегодня вовсю спорят о перспективах Евразийского экономического союза. Есть его сторонники, есть яростные противники. А есть просто спорщики по принципу Портоса - я дерусь, потому что дерусь. И вот прошедшая на этой неделе встреча глав стран, которые должны составить этот союз, принесла много пищи и для размышлений, и для споров.
Заседание Высшего Евразийского экономического совета состоялось в Минске и было весьма непростым. Стороны, похоже, опять не нашли общих точек соприкосновения по одному из самых острых и насущных вопросов - по отмене всех ограничений и изъятий во взаимной торговле, прежде всего, взимания пошлин от продажи нефтепродуктов в бюджеты стран-поставщиков. А это, естественно, Казахстан и Россия.
Эти трения расстроили Президента Белоруссии Лукашенко, который в свойственной ему грубоватой манере предложил вообще отложить оформление ЕЭС лет эдак на несколько, тогда как подписание договора о создании союза намечено уже на конец этого месяца.
Александр Григорьевич своей досадой весьма порадовал противников ЕЭС - как внутри стран Таможенного союза, так и за их пределами. Возрадовались и вновь вознадеялись, что союза не состоится. Тогда как сторонники успокаивают - мол, все утрясется, никто никуда не денется, подпишут.
Тут, возвращаясь к аналогии с друзьями и врагами между людьми и между странами, следует все же быть честным: любой межгосударственный союз - это, безусловно и прежде всего, акт политический, акт, если хотите, симпатии. Как говорил бессмертный Манилов, главное здесь - “магнетизм души”. Сколько бы ни говорили о том, что превалировать должны экономика и практический интерес. Союзы заключаются не потому, что кому-то выгоднее продавать или покупать, а потому, что сила взаимного притяжения между странами-народами так же, как и между людьми, гораздо сильнее торгашеской выгоды.
Примеров тому есть бесчисленное множество. Торговый оборот между США и Китаем превышает 500 миллиардов долларов в год и с каждым годом неуклонно растет. Китай к тому же является самым крупным держателем американского долга. Ежегодно свыше трех миллионов граждан обеих стран посещают друг друга, летая по 110 авиарейсам туда-сюда.
Ни о каком замедлении ни торговых, ни прочих экономических отношений стороны даже помыслить не могут. Но также не могут они помыслить даже о возможности заключения чего-нибудь такого, чтобы хоть мало-мальски напоминало устойчивый альянс, а не то, что союз. И не смогут они этого сделать. Нет тут магнетизма.
Хотя экономические связи между ними, повторяем, крайне выгодны что китайцам, что американцам. Однако Америка - союзница противника Китая Японии. И недавно во время своего визита в Токио американский президент Обама вновь это подтвердил - и тоже в несколько грубоватой форме, категорически приняв японскую сторону в территораиальном споре с Китаем. А ведь торговый оборот между США и Японией в два с лишним раза меньше - около 220 миллиардов долларов. Но магнетизм налицо.
Или возьмите Турцию и Европейский союз. Перечислять все аспекты экономического сотрудничества между ними нет смысла. Их бесчисленное множество. Более того, турки давно уже считают себя частью Европы, но так не считают в Брюсселе, Париже и Берлине. И ЕС Турцию в свое лоно не пускает вот уже больше полувека.
Силы притяжения или отторжения есть категории во многом не материальные. Вот не любят нынешние киевские власти россиян, и сколько бы этим властям ни говорили, что без сотрудничества с Россией украинской экономике придется, мягко говоря, туго, никто в Киеве этих аргументов просто не слышит и гривен от убытков не считает. Выгода здесь в основе или что-то другое? Исчез магнетизм или его никогда и не было?
Поэтому еще раз - с Днем нашего единства! И не будем мелочиться. |