|
Если бы нефти не было в природе, ее придумали бы фантасты
Манна подземная
Вести с Кашагана опять тревожат. Из-за утечки газа в трубопроводе добыча нефти на месторождении отложена, судя по всему, на неопределенный срок. Хотя говорят, что добывать все же будут уже в конце будущего года, но говорят как-то неуверенно и, похоже, только с целью хоть как-то успокоить пессимистов, коих становится все больше.
Ерничать по поводу бесконечных кашаганских откладываний стало для многих “наблюдателей” и уж, конечно, для бесчисленных “экспертов” чуть ли не общим местом. Хотя ерничать тут наверняка не совсем уместно, потому как кашаганскую нефть еще с прошлого года уже зачли в рост реального ВВП Казахстана, который должен был составить в этом году 6 процентов. Теперь, видать, этих процентов, извините за повторный оборот, нам не видать.
Но помимо снижения процентов роста ВВП Кашаган добавил скепсиса в целом и в наше общее восприятие этого проекта, некогда заявленного как грандиозный прорыв в еще более светлое наше будущее. Вопрос: “Ну сколько ж можно откладывать?” - к сожалению, вполне уместен. Прорыв обещают с 1997 года. Перечислять все этапы этого марафона обещаний не хочется - длинно, скучно, непонятно.
Кашаган стал очередным оселком, на котором вновь проявилось наше восприятие реальности. Кашаган - это уже символ. Ожиданий очередной манны подземной. А резко звучащее, но необыкновенно сочное и густое слово “баррель” вполне можно занести в наш словарь современных сакральных терминов (“Кашаган”, “баррель”, “роялти”, “бонус”). Теперь числом вынутых и проданных из-под земли баррелей измеряются наше благосостояние и все надежды на будущее.
И, конечно же, Кашаган должен заработать несмотря ни на что. Иначе мы не только не будем иметь необходимых процентов роста ВВП, мы вообще рискуем потерять веру в светлое будущее. Даже если помимо Кашагана выяснится, что существует еще одно подобное гигантское подземное скопление дурно пахнущей черной жидкости, которую мы можем раскопать, выкачать и продать, а на вырученные от этого деньги купить все, в чем нуждаемся: фрукты-овощи, шариковые авторучки, авто, колготки, кроссовки - ну, в общем, все, что пожелаем.
Даже если вся эта благодать внезапно откроется и без Кашагана, сама память о нем будет, подобно пеплу Клааса, бередить наши сердца. Ибо с Кашаганом мы слишком долго жили в грезах и мечтах. Слишком крепко с ним теперь перевязаны наши планы не только стать ведущей, например, олимпийской и технологической мировой державой, но и одним из первых нефтедобывающих гигантов на этой нефтепожирающей планете. Ведь это же звучит магически и завораживающе: мы в одном блестящем ряду с такими брендами из постмодернистских сказок Шахерезады, как Кувейт, Бахрейн, Катар, Эмираты...
Поэтому расставаться с черной мечтой под названием “Кашаган” нам невыносимо и вредно даже в какой-нибудь компьютерной игре, а не то что в реальности.
Поэтому мы, конечно же, потерпим еще. Еще и еще. А если надо - и еще. У нас ведь на первое время есть Тенгиз и Карачаганак. Ничего, как-нибудь. Пока должно хватить, но зато потом! Фрукты-овощи, шариковые авторучки, куча новеньких авто, колготки - и еще шмотки, дезодоранты, туры в Турцию и Таиланд. В общем, не паниковать и не ерничать. Все будет! |