|
Константин Маскаев
Алматинцам предложили взять опекунство над питомцами из коллекции Алматинского зоопарка. В одиночку или группой, частным лицам или организациям отныне можно взять на себя текущие расходы по содержанию животных. Таким способом в старейшем казахстанском зоопарке пытаются поймать сразу двух зайцев. Привить горожанам чувство заботы и собрать средства на грядущую глобальную реконструкцию. Всех средств, понятно, за счет такого опекунства собрать не получится, лишь часть. Но в зоопарке, который живет, что называется, с кассы, даже малая толика - ценный вклад в сохранение и развитие этого уголка дикой природы
Идея опекунства, к слову, не нова. Ее используют в разных странах даже со стабильной и развитой экономикой. Опекают животных, чтобы помочь улучшить условия их содержания, полнее реализовать какие-то научные или познавательные программы. Кроме того, опекуны становятся причастны к жизни зоопарка, получают возможность для близкого знакомства с животными, видят конкретные результаты своих усилий. Ближайший к нам пример такого общественного участия - из практики Новосибирского зоопарка, где известный оператор сотовой связи несколько лет подряд выделяет средства на содержание части птиц, а почтовая компания опекает коллекцию больших кошек. А в почетном списке московского зоопарка более трехсот имен простых людей и с полсотни компаний.
А вот пример из совсем недавнего прошлого. В один из дней украинского кризиса сотрудники Харьковского зоопарка обнаружили, что пропитания для животных осталось в лучшем случае на неделю даже при сокращенном рационе. В такие моменты власти было, понятно, не до объектов культпросвета. И тогда дирекция просто позвала горожан в зоопарк, чтобы на сборы от продажи билетов приобрести корма. Откликнулись многие харьковчане. За два выходных дня зоопарк посетили 77 тысяч человек. Многие к тому же приносили овощи, фрукты, крупы. Выстроились очереди у кассы. Сборы со входа составили 1 миллион 400 тысяч гривен (около 125 тысяч долларов)! Никогда прежде этот зоопарк не видел столько гостей. Сообща в короткий срок удалось обеспечить животных кормами на две-три недели.
Для сравнения: наибольшее число посетителей приходит в Алматинский зоопарк 1 июня, в День защиты детей - около 25 тысяч человек, детей и взрослых. Это повторяется из года в год. В остальное время цифра значительно ниже. Например, в минувшем месяце билеты в зоопарк приобрели около 1500 человек. Но март, понятно - не показатель. Пиковые месяцы - с мая по сентябрь.
Экономика зоопарка специфична и уязвима. Почти как в сфере рискованного земледелия - во многом зависит от погоды. Вот, например, ожидали, что в последний день выходных по случаю Наурыза в зоопарке будет достаточно людно. Но ожидания смыло дождем, который, как помните, шел почти весь день 25 марта. Поэтому и кредит под любой проект реконструкции или иных полезных преобразований - весьма рискованное предприятие.
Но в этом случае идет речь о практически безвозмездном участии граждан и бизнеса в жизни старейшего и крупнейшего зоопарка страны - как проявлении гражданской активности и неравнодушия к проблемам охраны природы, а заодно и решению социальных проблем города.
Нужно сказать, что к старту проекта опекунства алматинский зоопарк приходит в новом имидже. Примерно год назад в зоопарке создали отдел развития. Надеются, что он будет генерировать идеи, реализуя которые, можно будет подготовить зоопарк к серьезной реконструкции. Этот большой проект поможет рационально использовать имеющиеся сегодня площади, улучшить условия содержания живой коллекции и сделать посещение зоопарка еще привлекательней. Так вот, на конференции, которая запланирована на завтра, прессе и общественности представят и новое лицо зоопарка, и все далеко идущие планы. Уже в ближайшее время посетители должны обнаружить, что в зоопарке начались изменения. В первую очередь это касается нового фирменного стиля, примерив который, зоопарк отправляется в будущее. Его разработкой занималось агентство Panda. Здесь все логично: кому как не “Панде” работать над логотипом и фирменным стилем?
Поменяются этикетки на вольерах. Они на трех языках будут еще подробнее рассказывать о представителях вида, среде обитания, особенностях питания.
Представят и новый проект “Скамейка в зоопарке”, посредством которого горожанам предложат проявить заботу о благоустройстве.
Наконец, представят публике и первых опекунов животных. Например, официально оформили опеку над пеликанами две алматинские школьницы. И недавно появился опекун у детеныша ламы. Пенсионерка включилась в проект, чтобы подать пример заботливого отношения к миру животных своим внукам. И заодно хочет активнее вовлечь их в волонтерскую работу по уходу за животными.
Опекун получает особые привилегии перед остальными посетителями. Какие - об этом расскажут во время презентации программы. Нас просили раньше времени не разглашать подробностей. А вот на чем следует заострить внимание, так это на том, что зоопарк работает всесезонно. Причем в разное время года разные животные проявляют себя по-разному. Но весной все без исключения проявляют особую активность. Поэтому в эти два-три месяца в зоопарке будет особенно интересно.
И еще. Несмотря на различные проекты по благоустройству, зоопарк не прерывает работы. Животных просто заранее переводят в другие вольеры, и доступ к ним сохраняется. |