|
Юлиана Жихорь
В Казахстане есть две беды: времена года и чиновники, для которых они сменяются неожиданно.
Последние годы редкая весна обходится без катаклизмов. То топило Восточный Казахстан, то Западный. Четыре года назад прорыв плотины в Кызылагаше стал одним из самых разрушительных паводков в истории современного Казахстана.
После Кызылагашской катастрофы правительство в срочном порядке провело инвентаризацию всех гидросооружений страны. Что-то оказалось в полуразрушенном состоянии и было отремонтировано, что-то - национализировано у нерадивых хозяев. Тогда МЧС клятвенно заверило, что все плотины - под бдительным контролем.
Но то ли расслабились, то ли весна опять наступила неожиданно, но вновь “прорвало”
“18 градусов тепла было. Сошел снег со всех сторон. Приток был, лед, как вы видите, лежит, практически он даже не таял. Пошел лед поверху со всех сторон“, - заявил глава МЧС Владимир Божко на следующий день после прорыва плотины в селе Кокпекты Карагандинской области. “В 18.33 30 марта, даже чуть раньше, поступила информация о том, что идет перелив и резкое наполнение водохранилища и локальных переливов через тело платины. С учетом возникшей угрозы организовали оповещение жителей села Кокпекты, расположенного вдоль русла реки”, - сообщил Божко.
Впрочем, сами жители про оповещение говорят весьма уклончиво. Мол, да, оповещали. Но могли бы и раньше. “В 9 часов вечера нас еще могли бы спасти. В это время нас начало топить, вода пошла через мост. Где-то в 12 часов нас успокоили, сказали, что вода схлынула. Но потом такой потоп пошел, вода на метр 80 высотой. Мы чуть не погибли”, - сообщила жительница села Елена Круковская.
В результате “неожиданного” потепления все же погибли 5 человек, подтоплено 149 домов, полуразрушено 15 домов. Сейчас вся страна направляет в пострадавший поселок гуманитарную помощь. На разборе завалов в Кокпекты работают военные и около 200 добровольцев. Государство пообещало выплатить по миллиону тенге компенсации семьям погибших. Будут ли компенсированы потери домов, имущества и скота, пока не говорится.
Кокпекты стал первой крупной “ласточкой” этого года. Но, увы, вряд ли последней.
Резкое потепление, которое стало неожиданным для казахстанских властей, уже принесло массу неприятностей по всей стране. Только в СКО за одни сутки подтопило 47 частных подворий. В Павлодарской области устранили угрозу подтопления талыми водами села Караащи Баянаульского района, к которому начали подступать талые воды с гор и подмывать земляную насыпь, которой ранее был укреплен аул.
В Акмолинской, Актюбинской и Карагандинской областях из-за угрозы затопления были закрыты междугородние трассы. Даже в Астане подтопило несколько частных домов и дачных массивов.
И везде причина - погодные факторы.
Помнится, несколько лет назад, после затопления села в ВКО, власти призывали местных жителей самостоятельно организовывать уборку снега и прорывать арыки для талых вод рядом с домами. Мол, помоги себе весной сам, утопающий.
Но с крупными сооружениями типа плотин и дамб власти пообещали разобраться сами. Вот только, как сообщили в Министерстве окружающей среды и водных ресурсов Казахстана, нет законных оснований для контроля частных гидросооружений. А Кокпектинское водохранилище как раз находилось в частной собственности. “Там, понятно, не было нашего контроля”, - заявил глава Минэкологии Нурлан Каппаров.
Сегодня в стране насчитывается около 465 водоемов, из них только 75 находятся в республиканской собственности. Пятая часть всех гидросооружений (плотин) также находится в частных руках. А это значит, что рвануть может в любой момент в любом месте. Даже несмотря на то, что, как сообщил Владимир Божко, в прошлом году все гидросооружения прошли проверку.
Единственное, что могут сейчас сделать власти, это обеспечить оперативное оповещение граждан, проживающих в зоне возможного затопления. Но речь идет лишь о крупных плотинах. О том, что поселки, находящиеся рядом с опасными объектами, оснастят системами локального оповещения, рассказал министр чрезвычайных ситуаций Владимир Божко: “Сейчас в Законе “О гражданской защите” мы приняли норму, что теперь организации, эксплуатирующие опасные участки, обязаны будут развернуть локальные системы оповещения непосредственно в поселках возле плотины с тем, чтобы обеспечить громкоговорящую связь”. Что делать всем остальным - пока неизвестно.
Еще удивительней другое. О том, что будет потепление, даже столь сильное и резкое, можно было узнать в том же МЧС заранее. Даже не руководствоваться “результатами наблюдения за плотинами”, а принять превентивные меры. (Да что там: о том, что грядет сильное и резкое потепление, можно было бы и просто прочитать на погодный сайтах (неказахстанских) в интернете.) И кого винить в этой ситуации: МЧС, которое за погодой не следило, или Казгидромет, который не смог ее предсказать?
Астана |