|
Ботагоз Омар
После того, как президент РК пожурил главу ФНБ “Самрук-Казына” и Министерство индустрии и новых технологий в нерасторопности по передаче непрофильных активов в конкурентную среду, они начали активно продавать, ликвидировать и дарить свои дочерние компании. Правда, щедрость эта не бескорыстна: как признался на днях Умирзак Шукеев, этот шаг позволяет ФНБ избавиться от убытков в размере 5,7 миллиарда тенге
Несмотря на то, что все госорганы на протяжении нескольких лет твердят о том, что в рамках так называемой “второй волны приватизации” они всячески освобождаются от своих непрофильных активов, по информации Агентства РК по защите конкуренции число субъектов квазигосударственного сектора в стране почему-то, напротив, постоянно растет за счет открытия новых социальных объектов. Только в прошлом году в стране появилось 302 таких предприятия с государственным участием, из которых почти 90 процентов приходятся на сферы образования, здравоохранения, культуры и спорта.
Всего же в стране на данный момент действуют 7665 квазигосударственных субъектов. Из них 1383 предприятия на базе хозяйственного ведения, 4730 - на праве оперативного правления, 1124 ТОО и 428 АО.
Политика государства, связанная с высвобождением от непрофильных активов, обусловлена прежде всего заботой о бизнесе, который по сравнению со своими конкурентами, питающимися из госказны, ущемлен в праве на равные условия. Но именно удобная норма Закона “О государственных закупках”, в соответствии с которой госорганы дают своим дочерним компаниям госзаказы напрямую, без конкурсных процедур, и объясняет, почему в министерствах, национальных компаниях и институтах развития так неторопливо прощаются со своими “дочками”. Ведь всегда проще заказывать определенные виды товаров, работ и услуг у своих же дочерних компаний, напрямую перечисляя им средства.
Поэтому из 440 предприятий, получивших еще в прошлом году отказ со стороны Агентства по защите конкуренции на дальнейшее ведение деятельности, 226 и до начала этого года отчаянно продолжали работать на рынке. Юридическая возможность для такой “диверсии” у них была, ведь до последнего времени Постановление правительства от 11 июня 2007 года, позволяющее госпредприятиям, получившим отказ, остаться на рынке в форме АО и ТОО, не было поставлено на утрату.
По словам главы АЗК, антимонопольное ведомство уже внесло в парламент законопроект, в соответствии с которым вне конкурса приобретение товаров и услуг можно будет осуществлять только у предприятий, полномочия которых прямо установлены законами и указами президента РК.
Напомним, что в январском Послании глава государства поручил провести анализ всех компаний с госучастием с определением перечня предприятий, подлежащих передаче в частный сектор. Такую работу Кабмин вместе с ФНБ должны провести уже в этом году.
“Мы из года в год об этом говорим, Асет Орентаевич (Исекешев, министр индустрии и новых технологий. - “НП”) и Омирзак Естаевич (Шукеев, глава ФНБ “Самрук-Казына”. -
“НП”). Когда-то вы были революционерами, теперь вы стали консерваторами. Может, и правильно: кто в 25 лет не революционер, у него сердца нет, а кто в 40 не консерватор, у него мозгов нет. У вас мозги есть, я знаю. Но почему идет стремление, наоборот, огосударствить собственность вместо того, чтобы отдавать? Государство должно уходить от этого. Мы знаем, что это эффективно, и знаем, сколько лишних вещей компании держат вместо того, чтобы передать бизнесу. Такую же работу надо провести по остальному госсектору”, - поручил Нурсултан Назарбаев.
На недавней коллегии в Фонде национального благосостояния глава ФНБ заявил, что к концу прошлого года из 713 активов и объектов вывели 482, из которых 405 реализовали, 19 ликвидировали, 55 передали акиматам, три реорганизовали. “Даже если мы некоторые активы просто передали местным исполнительным органам, то это все равно снижает наши расходы на содержание непрофильных активов. В этом году нам предстоит оставшиеся 75 активов вывести из состава фонда, и это позволит нам избавиться от убытков в 5,7 миллиарда тенге”, - отметил
Умирзак Шукеев.
Он добавил, что целесообразность сохранения в компаниях 156 непрофильных активов также будет пересмотрена.
Астана |