Алан Байтенов
“Эйр Казахстан” вернется. По плану, новая авиакомпания будет работать на внутренних маршрутах. Первые регулярные рейсы планируют осуществлять уже с начала 2015 года. “Эйр Казахстан” создается в партнерстве с компанией Bombardier, и, как стало известно “НП”, авиаперевозчик будет использовать турбовинтовые самолеты серии Bombardier Q400.
Тем самым на отечественном рынке появится новая авиакомпания со статусом “национальная”. И, как считают некоторые независимые эксперты, не исключено, что “Эйр Казахстан” серьезно “подвинет” уже существующих авиаперевозчиков, которые работают на местных направлениях
В минувшую среду Акорда опубликовала официальное сообщение: рассматривается возможность создания новой отечественной авиакомпании “Эйр Казахстан”. Сообщение сделано по результатам встречи главы государства Нурсултана Назарбаева и Пьера Бодуэна, президента Bombardier. Как отметил Бодуэн, сотрудничество не ограничится поставкой авиационной техники - в рамках работы в Казахстане Bombardier планирует обучать казахстанских пилотов и строить сервисные центры по обслуживанию самолетов. То есть Питер Бодуэн четко дал понять - Bombardier приходит в Казахстан надолго.
Вчера глава ФНБ “Самрук-Казына” Омирзак Шукеев поделился конкретными планами по созданию нового авиаперевозчика. Так, стало известно, что компанию должны зарегистрировать до мая этого года. До конца 2014-го будет приобретена первая партия из 10 самолетов, а предположительно в начале 2015 года будет осуществлен первый полет. В то же время господин Шукеев не уточнил, какие именно направления будут отданы “Эйр Казахстан”. Он лишь обозначил: “Мы заключили партнерское соглашение с компанией Bombardier на поставку десяти самолетов, которые будут задействованы именно на межобластных авиалиниях”.
Между тем компания “Эйр Астана” отреагировала на подобное решение положительно. Вспомним, что этот перевозчик не раз поднимал тему неудовлетворительного состояния ВПП региональных аэропортов. Кроме того, работа на внутренних направлениях сопряжена с определенными сложностями - упомянем хотя бы информационные сообщения о не лучшем поведении пассажиров на бортах компании. Как правило, это происходит именно на местных рейсах. “Эйр Астана” приветствует появление нового игрока на авиарынке Казахстана. Вопрос о создании новой авиакомпании обсуждался в ФНБ “Самрук-Казына” еще год назад. Мы вывели из флота самолеты Фоккер-50. В настоящее время мы не можем выполнять полеты в некоторые города Казахстана в связи с неудовлетворительным состоянием инфраструктуры аэропортов. На сегодня “Эйр Астана” летает в 12 городов, в то время как в стране существует 21 аэропорт”, - говорится в официальном комментарии нацкомпании “Эйр Астана” “НП”.
В то же время негосударственные авиаперевозчики пока осторожничают и не торопятся давать оценку принятому решению. “Решение о создании новой авиакомпании было принято государством, наверняка оно было обдуманно, и обсуждать либо оценивать его не в нашей компетенции. Говорить о влиянии новой компании на деятельность уже существующих отечественных авиаперевозчиков можно будет только тогда, когда новая авиакомпания объявит планируемые к эксплуатации направления”, - отмечают представители компании SCAT. В общем, пока что рано относиться к “Эйр Казахстан” как к серьезному конкуренту. По крайней мере, до того момента, пока не будут объявлены маршруты. Особенно учитывая то, что речь сегодня идет пока только о 10 самолетах. Но в то же время не совсем верится, что компании не известна будущая маршрутная сеть “Эйр Казахстан” - потенциального конкурента. Впрочем, о направлениях, которые отдадут “Эйр Казахстан”, действительно официально ничего не сказано. Следовательно, подобный “аэродинамичный” ответ ожидаем. Между тем можно предположить, что новый авиаперевозчик, точнее его парк с Bombardier Q400, в дальнейшем автоматически “подвинет” такие воздушные суда, как Ан-24, Bombardier CRJ-200 и даже Fokker 100 или Як-42, которые сегодня используются на наших внутренних рейсах независимыми авиаперевозчиками. Напомним, что серия Q400 была введена в эксплуатацию в 2000 году, и это на самом деле современный самолет. И особенно влияние “Эйр Казахстан” будет ощутимо в ближайшем будущем, когда перевозчик сможет обработать наиболее выгодные внутренние направления - свяжет крупные города Казахстана.
И напоследок еще немного о самолете - в России, к примеру, планируют наладить массовый выпуск Bombardier Q400 уже с 2015 года. Завод расположится в особой экономической зоне Ульяновска. Его мощность составит до 24 воздушных судов в год. |