|
Ботагоз Омар
Главный энергетик страны на днях не случайно воздержался от обещаний, что стоимость бензина в Казахстане по истечении 45 дней не изменится. У нашего северного соседа цена топлива уже незначительно подросла на прошлой неделе. Причем российские эксперты предрекают, что в 2014 году она повысится, как минимум, на 8-10 процентов. Поэтому нашей импортозависимой стране есть, над чем задуматься
В Казахстане на протяжении последних нескольких лет цены на топливо равняются на ценники АЗС в России. Это связано с недопущением дефицита горюче-смазочных материалов в нашей стране, что мы наблюдали всего два года назад. А высокий спрос на товар всегда подстегивает цены, таков закон рынка. Но в некоторых местах заправить машину в необходимом объеме не представлялось возможным даже за деньги: бензин отгружался строго по талонам.
Тогда, во время топливного кризиса, дефицит объяснялся двумя причинами. Во-первых, казахстанским производителям ГСМ было выгоднее реализовывать свою продукцию за рубежом по более высоким ценам. Во-вторых, частным компаниям, поставляющим российскую нефть в нашу страну, возить ее из-за дешевизны не было никакой целесообразности.
Сегодня ситуация изменилась. В настоящее время вывоз продукции, произведенной на трех отечественных нефтеперерабатывающих заводах, за пределы страны запрещен на законодательном уровне. “То, что производят НПЗ, будет целиком на рынке. Они не могут вывозить эти продукты за пределы Казахстана, и поэтому она будет использоваться только у нас”, - пояснил в ходе пресс-конференции, посвященной стоимости бензина после проведенной девальвации, министр нефти и газа Сауат Мынбаев.
И если на первую составляющую госорганы смогли повлиять, то вторая зависит только от действий независимых компаний, специализирующихся на продаже топлива. “Мы сейчас присмотримся, как пойдет рынок. Все-таки завоз нефтепродуктов из России не принудительный, никто не имеет обязательств везти их сюда. Это мы рынок должны заинтересовать”, - добавил главный энергетик страны.
“Сегодня у нас границы открыты. Все, кто желает, могут завозить топливо. До настоящего времени интерес к ввозу российских нефтепродуктов в Казахстан был достаточно высоким.
Потому что беспошлинный ввоз к нам и продажа по нашим ценам были интересны как предпринимателям, которые занимаются поставками, так и тем, кто покупает российские нефтепродукты. В связи с изменением курса тенге сейчас мы будем смотреть, как будет развиваться рынок, не пропал ли этот интерес. Мы не думаем, что корректировка курса тенге съест всю маржу, которая до сих пор была. Сейчас по рынку мы будем наблюдать, анализировать, и, думаю, мы сможем выработать эффективные меры для того, чтобы сохранять цены на нефтепродукты”, - добавил глава МНГ.
В случае, если интерес поставщиков к нашему рынку все-таки исчезнет, в Казахстане в течение 45 дней точно не будет топливного дефицита. По данным МНГ, на нефтебазах республики накоплено 244 тысячи тонн бензина марки АИ-92, 86 тысяч тонн АИ-80, около 300 тысяч тонн дизельного топлива.
Напомним, что государственное регулирование цен на рынке топлива в Казахстане распространяется на бензин марки АИ-80, АИ-92, АИ-93 и дизельное топливо.
Пока Миннефти не повысит предельные цены на эти виды топлива, на АЗС они меняться не будут. В противном случае розничные реализаторы “средней руки”, владельцы автозаправочных станций, рискуют быть оштрафованными в размере 200-300 месячных расчетных показателей. На юридических лиц, являющихся субъектами крупного предпринимательства, налагается штраф 1000 МРП, а это эквивалентно 1 миллиону 852 тысячам тенге.
В случае повторного нарушения ценовой политики государство имеет право лишать такие АЗС свидетельства об аккредитации.
Но как долго продлится такая политика сдерживания?
Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо выяснить, насколько отечественные производители могут закрыть внутренний рынок топлива в Казахстане. Как сообщил глава Миннефтегаза, отечественные НПЗ в этом году могут произвести не менее 2,885 миллиона тонн бензина. При прогнозируемом потреблении, равном 4,168 миллиона тонн, более 1,2 миллиона данного вида топлива будет импортироваться.
Аналогичная картина складывается и по дизельному топливу: при потреблении 4,946 миллиона тонн в республике будет произведено 4,194 миллиона. Поэтому импорт дизтоплива, как ожидается, составит не менее 750 миллионов тонн.
И так как в основном топливо ввозится в Казахстан из Российской Федерации, мы не можем не обращать внимания на ценовую политику этой страны.
По сообщению российских СМИ, 8 февраля на 110 АЗС, относящихся к “Газпромнефть-Новосибирск”, литр бензина АИ-92 подорожал с 28,5 до 29 рублей. Вслед за лидером рынка 50 копеек добавили и другие нефтетрейдеры: 9 февраля - АЗС “Сибнефть”, 10 февраля - АЗС “Беркут”, 12 февраля - АЗС “Лукойл”.
Эксперты рынка соглашаются с прогнозом Минэнерго России, согласно которому за весь 2014 год бензин в рознице может подорожать на уровне инфляции, то есть примерно на 10 процентов (около 3 рублей за литр).
Но уже на сегодняшний день стоимость бензина АИ-92 в Казахстане гораздо дешевле, чем в России. Казахстанские 115 тенге эквивалентны 21 рублю 66 копейкам. Поэтому казахстанским автовладельцам сегодня есть, над чем задуматься, а вместе с ними - и антимонопольным органам, ведь повышение цен на бензин может неминуемо повлечь рост стоимости всех без исключения товаров, реализуемых в Казахстане, ведь их доставка осуществляется в основном автотранспортом.
Астана |