Алан Байтенов
Теперь и в Белоруссии введут утилизационный сбор. Соответствующий указ подписал глава государства Александр Лукашенко. Приказ вступит в силу с 1 марта 2014 года. В качестве причины - “необходимость рационального использования природных ресурсов и охрана окружающей среды”. Это для них. Для нас - “закрытие” еще одного экспортного рынка, на который ориентировался отечественный производитель автомобилей.
Напомним, что Казахстан официально пока не планировал вводить подобную меру. Однако в свое время и Белоруссия относилась к этому механизму защиты отечественного автопрома России от условий ВТО, как к не самой необходимой для их страны мере
Подписанный указ, ожидается, вступит в силу с 1 марта 2014 года. В пояснении к документу указано: “В числе прочих этим сбором будут облагаться транспортные средства с электродвигателями (за исключением оснащенных гибридной силовой установкой), повышенной проходимости, самосвалы, предназначенные для эксплуатации в условиях бездорожья (массой свыше 50 тонн), и автомобили, ввозимые физическими лицами для личного пользования, вне зависимости от объема двигателя”. Ожидается, что ставки налога будут определяться правительством. Этот сбор будет действовать в том числе и для автомобилей, что будут ввезены из других стран Таможенного союза - России и Казахстана.
Бизнес, что представлен в Белоруссии, отреагировал на этот указ незамедлительно. Предполагается, что некоторые импортеры автомобилей вынуждены будут свернуть свое дело уже с 1 марта 2014 года. Так как ранее в Белоруссии произошло повышение импортных пошлин на автомобили для юридических и физических лиц, а также была отменена льгота по НДС при импорте автомобилей. Естественно, подобные меры привели к росту цен как на новые, так и на подержанные машины.
Но все это - внутренние белорусские моменты. Нас интересует другое - экспорт машин, что созданы на территории нашей республики. Напомним, что при создании Таможенного союза (ТС) и принятии программ поддержки отечественных производителей автомобилей рынки России и Белоруссии рассматривались как основные. Сегодня, когда Россия уже “защитила” себя от наших авто (введен сбор), единственным вариантом оставалась Белоруссия. Об этом говорит статистика экспорта, которую в свое время приводил Рахим Ошакбаев - член правления Национальной палаты предпринимателей (в качестве примера были взяты автобусы, что производит компания “Астана Моторс”): “Статистика экспорта в Беларусь за последний год (2013. -
“НП”) - 2,5 тысячи автобусов. Статистика экспорта в Россию - два автобуса. Эти два автобуса до сих пор не зарегистрированы, поскольку необходимо заплатить утилизационный сбор, и он ощутим - 5 тысяч долларов при цене автобуса в 25 тысяч долларов”. Теперь же с 1 марта 2014 года для нас фактически “закрыт” и рынок Белоруссии. Что, собственно, и подтверждает мнение экспертов - утилизационный сбор противоречит главной идее ТС.
Между тем официальной реакции Казахстана в отношении ввода утилизационного сбора в Белоруссии пока нет. Напомним, в то время когда Россия вводила утилизационный сбор на продукцию нашего автопрома, Астана планировала ввести ответные меры. И, по словам министра по делам экономической интеграции
Жанар Айтжановой, Россия должна быть заинтересована в том, чтобы снять с автопроизводителей Казахстана необходимость оплаты утилизационного сбора хотя бы ради будущего сотрудничества. Так как: “Когда речь идет об экспорте наших машин на территорию России - это мы говорим о потенциальной возможности, а когда речь идет об импорте из Российской Федерации - он увеличен в 16 раз с момента формирования Таможенного союза. Поэтому этот вопрос касается непосредственно коммерческих интересов российских экспортеров”, - отмечала министр. Однако сейчас не известно - ведутся ли подобные переговоры с белорусской стороной.
В то же время этот возможный ультиматум выглядит несколько неубедительно и в ситуации с Белоруссией. Известно, что Казахстан готовится к вступлению в ВТО. А утилизационный сбор, точнее - налог на отдельные виды импортируемой продукции - противоречит правилам этой организации. В свое время именно поэтому Евросоюз и Япония вынудили Россию ввести сбор для всех категорий техники (одинаковые условия для всех) - до этого были льготы на авто, произведенные на территории федерации и стран-участниц ТС. Следовательно, если в Казахстане действовать аналогично, то придется вводить утилизационный сбор и в отношении продукции отечественных автопроизводителей. А это, как минимум, 15 процентов от стоимости. И если государство решится на субсидирование или освобождение от оплаты - сорвет переговоры по ВТО (вспомним недовольство Евросоюза и Японии). Потребитель платить тоже не будет - созданные в республике машины не столь популярны даже по существующим ценам. В общем, как мы и предполагали - Казахстан вновь оказался не в самом выгодном положении, зажатым между правилами двух организаций - ТС и ВТО. |