Константин Маскаев
С момента крушения хмурым туманным днем авиалайнера Bombardier CRJ-200 под Алматы минул год. Первая в независимом Казахстане катастрофа с участием регулярного пассажирского рейса унесла жизни 21 человека. Пятеро - экипаж воздушного судна, 16 пассажиров. Виновные не названы, уголовное дело еще не закрыто
У Казахстана, к счастью, опыт расследования трагических авиапроисшествий не так богат. Тем не менее в авиакомпании сегодня вспоминают, что сумели оптимально отработать по тревожному плану, когда печальным утром 29 января 2013 года самолет авиакомпании “Скат” не прибыл в аэропорт назначения. Достаточно оперативно включились в работу акиматы Алматы, Алматинской и Акмолинской областей, служб МЧС, полиции, аэропорта Алматы. Совместными усилиями занимались ликвидацией последствий.
В тот же день была создана комиссия по расследованию причин катастрофы, в работу которой включены специалисты из Казахстана, Международного авиационного комитета из России, представители завода-изготовителя воздушного судна из Канады, а также частей судна (включая двигатели и авионику) из США.
И хотя предварительно основной причиной происшедшего считают плохие погодные условия, на подобные расследования мировая практика и международные правила отводят полтора года и больше.
Незадолго до годовщины трагедии авиакомпания “Скат” объявила об открытии памятной стелы недалеко от места гибели самолета. Площадка на взлетно-посадочном курсе алматинского международного аэропорта в районе поселка Кызылту, где расположился монумент, выкуплена авиакомпанией. Проезд к ней с Кульджинского тракта хорошо просматривается. На мемориальной плите высечены эпитафия и имена пассажиров злополучного рейса.
Официально открыли монумент за день до годовщины. На церемонию приехали родственники погибших, представители авиакомпании, духовенство. Зажгли свечи, возложили цветы.
Общее настроение собравшихся - и родственников, и представителей “Ската” - не нуждается в комментариях. Все потеряли близких: родных, товарищей по работе. Поэтому и президент авиакомпании Владимир Денисов на вопросы журналистов отвечал сдержанно. Да и пока нет результатов расследования, говорить о чем-то, кроме собственно утраты и трагедии, не имеет смысла.
Что касается материальных компенсаций семьям погибших, то в течение года сделали несколько видов выплат. Первую авиакомпания произвела в течение двух недель после катастрофы: семьи получили по три миллиона тенге. Затем компания оказывала содействие, чтобы семьи, потерявшие родных, получили страховые выплаты как можно скорее. Помимо этого авиакомпания содействовала в организации отдыха детей из нескольких семей, помогала семьям в лечении детей.
В то же время катастрофа стала индикатором здоровья казахстанского общества, выразившегося в искреннем сострадании и желании оказать помощь. В первые дни после трагедии в авиакомпанию звонили многочисленные соотечественники, которые выражали соболезнования и хотели оказать помощь семьям погибших. Был открыт благотворительный счет, пополнение которого продолжалось до 19 июля. Перечисления шли от крупных предприятий, партнеров компании и простых граждан. Собранная на этом счете сумма составила 38 миллионов 492 тысячи тенге. Средства были разделены на равные части и распределены между семьями погибших. |