|
Ботагоз Омар
По мнению премьера, Казахстану необходимо жестко отстаивать национальные интересы страны при формировании тарифов с соседями по Таможенному союзу для получения максимально выгодных условий при перевозке грузов отечественных предприятий. Пока, к сожалению, этот вопрос серьезно хромает. Сегодня транспортная составляющая в экспортной стоимости товаров достигает 30 процентов, отчего последние неоправданно дороги “за бугром”. И пока глава Кабмина на первой в этом году коллегии, прошедшей в КТЖ, отдавал соответствующие распоряжения, сменился глава дипломатического представительства нашей страны в Москве
На этой неделе в Астане началась череда традиционных коллегий, проводимых обычно в январе - феврале во всех государственных органах и ключевых национальных компаниях. Пальму первенства в этом вопросе взял национальный железнодорожный перевозчик, который, по определению премьера, в настоящее время ведет работу “по формированию крупной логистической транснациональной компании, способной обеспечить оказание услуг всеми видами транспорта”.
По словам главы АО “НК “Қазақстан темiр жолы”
Аскара Мамина, доходы компании в прошлом году превысили 894 миллиарда тенге, что на 1,9 процента выше плана. Чистый доход национального перевозчика в 2013 году ожидается на уровне 117 миллиардов тенге. А в этом году компания намерена заработать не менее 962 миллиардов тенге с чистой прибылью не ниже 122 миллиардов.
По общим показателям, все в компании, казалось бы, гладко: выполнены показатели и по грузообороту, и по пассажирообороту - с увеличением по сравнению с прошлым годом на 0,1 и 0,3 процента соответственно, и производительность труда возросла на 1,3 процента (до уровня 5,85 миллиона тенге на человека), и подвижной состав обновляется, но присутствовавший на коллегии премьер-министр страны Серик Ахметов тем не менее выделил проблемные моменты, на решении которых должна сконцентрироваться компания.
В первую очередь, он обратил внимание на то, что за последние пять лет средний уровень повышения тарифа на перевозку грузов железнодорожным транспортом превысил 12 процентов. С одной стороны, премьер согласился, что для того, чтобы технический парк компании модернизировался, должен быть соответствующий рост тарифов. С другой стороны, он обратил внимание на то, что их уровень не должен сдерживать рост отраслей экономики Казахстана.
“Я поручаю Министерству транспорта и коммуникаций совместно с фондом “Самрук-Казына” и другими заинтересованными госорганами изучить и внести предложения по механизмам поддержки экспортеров, рассмотреть возможности получения льготных тарифных услуг, субсидирования тарифов перевозок”, - заявил Серик Ахметов, обратив внимание на высокую конечную составляющую транспортных затрат в такой социально значимой продукции, как зерно, уголь и руда. По некоторым видам товаров она достигает 30 процентов.
“Я думаю, в целом, нам предстоит продумать сбалансированную тарифную политику на среднесрочный период, учитывая интересы всех отраслей экономики нашей страны, в первую очередь - базовых, и в то же время самой компании”, - добавил он.
“Учитывая отдаленность наших экспортных рынков, отсутствие прямого выхода к морю, железные дороги сегодня выступают основным доминантом для перевозки грузов на экспорт. В настоящее время это 60 процентов обработанных товаров. И вы прекрасно понимаете, что наш основной экспорт - это Европа, это Россия, это Китай, и КТЖ играет важнейшую роль в развитии многих отраслей экономики, и в первую очередь - базовых. И она должна быть локомотивом”, - отметил Серик Ахметов, подчеркнув, что надо продумать все возможные варианты снижения стоимости транспортных расходов для экспортеров, учитывая, что их у нас не так много, и транспортная составляющая у них достаточно существенная.
В то же время, когда коллегия шла полным ходом, на сайте Акорды появилась информация об освобождении Галыма Оразбакова от должности Чрезвычайного и Полномочного Посла РК в Российской Федерации. В то же время Марат Тажин освобожден от должности Государственного секретаря РК. В разные годы он являлся министром иностранных дел и помощником президента - секретарем Совета безопасности. Возможно, он и станет главой дипломатического представительства нашей страны в Москве, а потому с приходом на этот пост такой ключевой фигуры дела в этих вопросах у нашей страны могут измениться в лучшую сторону.
Астана |