|
Юлиана Жихорь
Сегодня глава государства выступит с очередным Посланием к народу Казахстана. Радикальных изменений в политике государства ждать вряд ли стоит. Скорее всего, речь пойдет об углублении уже проводящихся реформ
Традиционно Послание главы государства - этакий посыл правительству и всей стране куда и как идти дальше. Пару лет назад страна уже получила новый импульс развития - “Стратегию-2050”. Теперь все поручения главы государства завязаны лишь на реализации этих глобальных планов.
Как известно, “Стратегию-2050” эксперты окрестили глобальным антикризисным планом Казахстана. Назарбаев в новой стратегии предложил больше продавать сырья, пока оно еще в цене, но при этом экстренно вводить в нашу жизнь новые технологии, привлекая для этого мозги со всего мира.
Продавать у нас продают, а вот с внедрением дела обстоят не так уж хорошо.
В нынешнем году, скорее всего, следует ожидать поручений по “переделке” Программы форсированного индустриально-инновационного развития страны (ПФИИР). Осенью прошлого года Назарбаев подверг острейшей критике процесс реализации Программы индустриального развития. Мол, говорится о хорошем, ленточки режутся, деньги вливаются, а результат, увы, неадекватен вложениям. Повышенная осторожность нужна потому, что в стране, что бы там ни говорили официальные лица, не так все хорошо с финансами, как кажется. Расходы растут, а темпы поступления доходов за ними никак не угонятся. А это значит, что вполне можно будет услышать несколько поручений на тему “экономия важнее всего”.
Не исключено, что будет затронута сфера квазигосударственного сектора, который заполонил рыночное пространство Казахстана сетью своих дочек-внучек. Сегодня число дочерних и внучатых подразделений государственных АО и ТОО едва ли не равно количеству частного бизнеса. Осенью прошлого года председатель управляющего совета Ассоциации налогоплательщиков Казахстана Жаннат Ертлесова заявила, что, по ее “ощущениям”, доля квазигосударственного сектора не меньше чем 40 процентов в валовом внутреннем продукте. Вряд ли ее ощущения далеки от реальных цифр.
А ведь квазигосударственный сектор - это, как его ни называй, “нахлебник бюджета” - в уставные капиталы разного рода государственных АО ежегодно вливаются сотни миллионов тенге. В результате эти организации прекрасно обходятся в своей работе далеко не рыночными методами. Для примера. На мировые рынки капитала вышло за эти годы крайне небольшое количество казахстанских компаний. Есть отдельные случаи заимствования на внешних рынках (например, “Самрук-Энерго”, “КазАгро”, “Казахстан инжиниринг”). Остальные же компании либо недостаточно открыты для внешних инвесторов, либо прекрасно обходятся и без этого. То есть разобраться, кто и на что в них тратит деньги и какой результат от этих трат, очень сложно.
А это, учитывая уже вышеуказанную политику тотальной экономии, не выгодно стране.
Так что вполне возможно, что президент потребует от правительства “разобраться” с “квазиками”. Ну а сделать это можно лишь одним путем - передав их в рынок. То есть инициировав масштабную волну приватизации. (До настоящего времени были потуги передать в рынок часть непрофильных активов государственных АО. Госкомпании процесс саботировали. И приватизация не носила массового характера и не принесла действенных результатов.)
Социальная сфера, конечно, станет важной частью послания. Обещаний повысить пенсии и заработные планы, на мой взгляд, ждать не стоит. Разве что не в текущем году. Вместо этого президент может вновь напомнить и гражданам, и властям о необходимости увеличения численности рабочих мест, повышения производительности труда и пообещает, что государство приложит максимум усилий для обеспечения удобного функционирования человека в Казахстане. То есть продолжится политика строительства объектов социальной сферы.
Напомню, что в декабре 2012 года Нурсултан Назарбаев поставил перед Кабмином и региональными властями две основные задачи на ближайшие годы: обеспечение занятости населения и рост экономики. Видимо, они так и останутся ключевыми задачами и в текущем году. Но...
Большой блок послания наверняка будет посвящен международной политике страны. В частности, интеграционным процессам на постсоветском пространстве.
В ближайшем будущем экономическая ситуация в государстве будет определяться в том числе и ситуацией с экономикой стран - участниц ТС и ЕЭП. Уже сегодня эксперты, рассуждая о возможной девальвации тенге, советуют гражданам не столько отслеживать стоимость барреля нефти, сколько следить за поведением валюты в соседней России. Мол, если начнет колебаться рубль, вслед за ним двинется и тенге. Следовательно, Казахстану необходимо более тщательно выстраивать свою экономическую политику - как суверенную, так и в рамках этих объединений, чтобы предотвратить возможные негативные последствия для собственной экономики.
Скорее всего, президент вновь расскажет о преимуществах единого рынка. Возможно, с демонстрацией впечатляющих цифр. Но уточнит, что переговорщикам от Казахстана следует быть более “суровыми” в отстаивании интересов своей страны.
Фото Радмир Фахрутдинов
Астана |