|
Алан Байтенов
Долги, что находятся, так сказать, внутри государства, постоянно растут. И это, считают независимые эксперты от юриспруденции, напрямую связано с низким качеством работы государственных судебных исполнителей. В то же время, апеллируют представители ответственных за работу этого института ведомств, все дело в устаревшем и неэффективном законодательстве. То есть у судоисполнителей сегодня связаны руки, и они не имеют действенных рычагов давления на должников
Кстати, попытка решить этот вопрос уже состоялась. В минувшую среду главой государства был подписан Закон Республики Казахстан “О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования исполнительного производства”. Теперь, к примеру, должнику, если он игнорирует решение суда о выплате штрафа, этот штраф могут заменить десятками часов исправительных работ. Или даже ограничить свободу (а то и вовсе лишить ее) на несколько месяцев и даже лет.
Итак, закон, что предполагает внесение поправок в Уголовный кодекс, Уголовно-процессуальный кодекс, Гражданско-процессуальный, Кодекс об административных правонарушениях, законы Республики Казахстан “Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей”, “О платежах и переводах денег” и других был подписан 15 января.
К сожалению, на момент подготовки публикации текст закона еще не был доступен на полосах официального печатного органа. В то же время мы располагаем проектом закона по состоянию на 30 ноября 2012 года. К слову, это самая последняя версия, доступная в открытых источниках. Поэтому наиболее важные и интересные моменты в ней уже представлены. Следовательно, до момента опубликования текста закона мы можем хотя бы приблизительно узнать, что же нас ждет и какие дополнительные полномочия получат судоисполнители после вступления документа в законную силу.
Наиболее интересные поправки, на наш взгляд, коснулись Уголовного кодекса. Так, к примеру, в статье 40 (“Штраф”) часть за номером 4 решено изложить в следующей редакции: “В случае уклонения от уплаты штрафа, назначенного в качестве основного вида наказания, он заменяется привлечением к общественным работам, исправительным работам из расчета, соответственно, одного месяца исправительных работ или восьмидесяти часов привлечения к общественным работам за сумму штрафа, соответствующего трехкратному размеру месячного расчетного показателя с соблюдением правил, предусмотренных статьями 42, 43 настоящего Кодекса”. Тем самым, по мнению разработчиков документа, страх оказаться с метлой на улице действительно поможет в исполнении судебных постановлений. То есть, если идти по тексту, за штраф в 5 556 тенге ты будешь работать бесплатно целый месяц. Кстати, за превышение скорости от 10 до 20 километров в час ты должен будешь государству 9260 тенге. То есть, если по-новому, занят почти два месяца на уборке улиц... Красиво!
Возможность попасть на исправительные работы - наверное, главный инструмент воздействия на должников, предложенный в этом документе. К примеру, в следующей статье Уголовного кодекса (что подвергнется корректировке законом) за номером 136 (“Неисполнение обязанностей по уплате средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей”. Если проще - за неуплату алиментов) также предусмотрены общественные работы. Правда, здесь сроки больше - от 120 до 180 часов. Впрочем, здесь также предусмотрено как ограничение свободы, так и лишение сроком до двух лет.
Утаить, присвоить или не передать имущество, подлежащее конфискации, безнаказанно тоже не получится. В этом случае могут отправить на общественные работы сроком от 180 до 200 часов либо лишить свободы на три года со штрафом в размере до 92 600 тенге. До 200 часов труда на благо общества грозит и в том случае, если не исполнять решение суда более 6 месяцев. Кстати, в отношении чиновников наказание за этот проступок куда суровее - “Те же деяния, совершенные представителем власти, государственным служащим, служащим органа местного самоуправления, а равно служащим государственного учреждения, коммерческой или иной организации наказываются лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо привлечением к общественным работам на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо ограничением свободы на срок до пяти лет, либо лишением свободы от трех до пяти лет”. Кстати, если штраф более 18 миллионов тенге, могут посадить на целых 7 лет... А если вдруг кто решит препятствовать работе судебных исполнителей (опись, оценка, арест, проведение торгов), может схлопотать штраф до 37 000 тенге для физических лиц и до 55 000 тенге для должностных лиц. Последних могут даже посадить на 10 суток. Эти нормы описаны в поправках к Административному кодексу.
Естественно, коснулись изменения и Закона “Об исполнительном производстве и статусе судебных исполнителей”. Так, к примеру, в статье 33 указано - судебный исполнитель по-прежнему передает все документы на включение человека в реестр должников и выносит постановление о временном ограничении на выезд должника из республики. В общем, если ты засветился в этом списке, то автоматически невыездной, пока не рассчитаешься перед частным истцом или государством.
И все же. Конечно, как мы уже говорили - окончательного документа еще нет. Однако, если он будет принят в таком виде, в котором попал на рассмотрение мажилиса в конце 2012 года, он кардинально ситуацию не изменит. Если следовать представленным нормам, предложенный закон действует с позиции силы. Но при этом не содержит в себе нормы, стимулирующие избавление от долгов. Как это, к примеру, реализовано в проекте закона “О дорожном движении”. Там предлагается стимулировать нарушителей оплачивать штрафы как можно раньше. В качестве поощрения - серьезная скидка. Тем самым, если автолюбитель вдруг попался на нарушении, ему предлагается несколько вариантов погашения задолженности перед государством. Оплатил штраф на месте - получил 50-процентную скидку. Если же это сделал в течение 7 дней после составления протокола о нарушении - заплатил на 30 процентов меньше. Позже - принес всю сумму.
Кстати, специалисты также высказывают некоторый скепсис по отношению к существующему в открытых источниках проекту закона. К примеру, не раз говорилось о том, что согласно существующему документу у судоисполнителя фактически только два инструмента - приостановление лицензии и ограничение выезда. А вот по отношению к тем, кто скрывает свое имущество, прописанные меры, равно как и судоисполнители, бессильны. В существующем в открытых источниках варианте документа, считают эксперты, отсутствует также одна из самых сильных норм борьбы за возвращение долгов - признание недействительными сделок по смене собственника имущества. Это, наверное, самый популярный вариант ухода от ответственности. Впрочем, пока документ еще не опубликован, и поэтому, наверное, стоит дождаться окончательного варианта. |