Ботагоз Омар
Вопрос отмены местного содержания при закупках недропользователями товаров, работ и услуг, который не согласуется с нормами Всемирной торговой организации, может отрицательно сказаться на отечественных производителях. А потому переговорная команда нашей страны отстаивает право на сохранение этих привилегий до 2020 года. Этот переходный период необходим для принятия альтернативных мер господдержки, что потребует корректировок в законодательство и госпрограммы
Оговоримся сразу, что при вхождении в ВТО речь идет об отмене требования со стороны нашей страны обязывать недропользователей покупать определенный объем именно казахстанских товаров. По общепризнанным правилам этой международной организации меры господдержки, направленные на институциональное развитие отрасли и строительство инфраструктуры, могут предоставляться без ограничений. Поэтому пока нашей стране нужен лишь переходный период для казахстанских предприятий после вступления в ВТО, чтобы они могли приспособиться к условиям деятельности без поддержки со стороны государства. А для этого Кабмин должен разработать альтернативные программы по субсидированию отраслей промышленности в соответствии с правилами, признанными в мировом сообществе.
Таковые сегодня имеются, но в рамках развития интеграционных процессов наша страна достигла договоренности со странами Всемирной торговой организации до 2017 года (а с партнерами в рамках “тройки” переходный период завершился с началом этого года), до которых будут действовать три инструмента господдержки, среди которых - технологические меморандумы, на основе которых нацкомпании заключали договора с местными производителями на гарантированную поставку товаров, работ и услуг.
Кроме того, проекты для развития новых производств включались в республиканскую Карту индустриализации, что открывает двери для различных видов господдержки. И в-третьих, кроме перечисленных инструментов поддержки в Казахстане внедрена система преференций через условное уменьшение цены к тендерным заявкам. Так, при участии в закупках компаний-недропользователей условное уменьшение цены составляет 20 процентов, а при участии в государственных закупках и закупках национальных компаний - до 30 процентов. Но эти преференции производитель получает только при наличии сертификата СТ-КЗ.
При этом Национальное агентство по развитию местного содержания возмещает 50 процентов затрат казахстанских производителей на международную сертификацию, необходимую при работе с крупными нефтегазовыми проектами.
Отметим при этом, что всего в настоящее время в Казахстане действуют 564 контракта на недропользование, в рамках которых казахстанские производители пользуются соответствующими привилегиями. Но даже при том, что компании напрямую обязали пользоваться казахстанскими товарами, работами и услугами, доля закупаемых ими товаров отечественного производства не превышает 13 процентов. Сколько бы государство ни стремилось к увеличению казахстанского содержания при закупе недропользователями товаров, работ и услуг, отчеты говорят о том, что последние или игнорируют сдачу соответствующих отчетов, или намеренно предоставляют недостоверную информацию, или покупают казахстанское символически, для “галочки”.
В этой связи немаловажны результаты переговоров правительства с иностранными инвесторами по тексту меморандума о реализации проекта будущего расширения на месторождении Тенгиз. Камнем преткновения служит вопрос максимализации казахстанского содержания в проекте будущего расширения ТШО (ПБР ТШО).
Пока нашей стороне удалось договориться лишь о 24 процентах доли участия Казахстана в проекте. Остальные 76 процентов фактически рискуют пройти мимо казахстанской экономики, а потому в случае, если нам не удастся увеличить эту долю, придется довольствоваться лишь налоговыми поступлениями в бюджет и незначительными вливаниями в экономику в виде казахстанского содержания. Однако, учитывая идею форсированной индустриализации страны, на которой уже пятый год сконцентрированы все действия правительства и институтов развития, остается надеяться, что этот проект принесет нашей стране больше преимуществ, чем традиционные поступления от сырьевых запасов.
Астана |