|
Ботагоз Омар
Результатом четырехлетней работы форсированной индустриализации страны стал запуск более 600 проектов, которыми произведено продукции на 2,5 триллиона тенге. Все они открывались в приоритетных секторах экономики. В последующей пятилетке планы должны быть еще более точечными. По мнению президента страны, теперь Казахстану необходимо сконцентрироваться на развитии нефтегазовой, горнорудной, пищевой отраслей промышленности, а также в сфере агропромышленного комплекса и производства строительных материалов
В минувшую пятницу в столичном Дворце Независимости в четвертый раз прошел уже ставший традиционным День индустриализации. В этом году проектов, представленных в ходе телемоста, было уже меньше. Но это не от уменьшения числа вводимых заводов и фабрик. Организаторы выбрали только наиболее яркие проекты, отражающие тенденции современной экономики.
Учитывая, что в Казахстане предпринимаются меры по расширению транзитного потенциала, первой запущенной ласточкой стало открытие части магистрали Шымкент - Туркестан, возведенной в рамках мегапроекта Западная Европа - Западный Китай. За 20 лет такого проекта не возводилось нигде на всех просторах Содружества. В целом, на сегодняшний день по этому автокоридору открыт проезд на протяженности 1721 километр (для сравнения: протяженность всех дорог в Казахстане составляет 997,4 тысячи километров).
И так как транзит в формате “Восток” и “Запад” в нашей стране будет осуществляться по всем видам транспорта, президенту в онлайн-режиме продемонстрировали стыковку на станциях Косколь и Майбулак в Карагандинской области, а также Тассай в Актюбинской области (в рамках возведения новых железнодорожных линий Жезказган - Бейнеу и Аркалык - Шубаркол, по которым движение планируется запустить в первом квартале 2015 года).
Так же, как и автодорожный проект, он имеет мультипликативный эффект для регионов. Прежде чем возводить новые железнодорожные пути, на этой территории пришлось проводить электричество и организовывать вахтовые поселки.
Особая роль отводится и недавно созданной сухогрузной компании, для которой уже приобретены два универсальных судна грузоподъемностью до 5 тысяч тонн. В ходе телемоста президент назвал сухогрузы “Туркестан” и “Бекет-ата”.
Какого казахстанца оставит равнодушным тема нового автомобиля и нового дома? Запущенный в Карагандинской области домостроительный комбинат - седьмой в стране, причем силами действующих ДСК уже построили более 600 тысяч квадратных метров жилья. “Строительство этих комбинатов даст возможность снизить стоимость жилья на 15-30 процентов. Это будут легкие энергосберегающие технологии”, - отметил Нурсултан Назарбаев.
Тем временем в Костанайской области только за счет запуска двух проектов - сортопрокатного завода и производства автомобилей - объем обрабатывающей промышленности возрос в полтора раза. Нынешний год стал знаковым для машиностроения. Сразу два мировых гиганта решили организовать в Казахстане производства по сборке автомобилей: Toyota и Peugeot Citroen. Французская компания уже приступила к выпуску машин в Костанае. Там же в 2014 году стартует производство и японских внедорожников.
Запуская производство автомобилей Toyota NOMAD на базе ТОО “Сарыарка АвтоПром”, глава государства подчеркнул, что этот автомобиль полностью технологически казахстанский. “Пользуясь случаем, хочу, чтобы вы хорошо показали всему Казахстану возможности этой машины, а казахстанцев прошу покупать теперь наши собственные казахстанские автомобили, ничем не уступающие зарубежным и многократно дешевле, чем то, что мы раньше покупали”, - подчеркнул Нурсултан Назарбаев, добавив, что сегодня страна вышла на производство сотни тысяч автомобилей.
Показательным стал и ввод запуска нового завода по глубокой переработке кукурузы ТОО “Жаркентский крахмалопаточный завод”. “С запуском нового завода в Панфиловском районе создается кластер - от выращивания кукурузы до его глубокой переработки. На данном заводе из одной кукурузы будет производиться более 18 видов продукции, используемой как в пищевой промышленности в виде глюкозных сиропов, так и в животноводстве в виде гранулированных кормов. На сегодняшний день для производства сахара используется сахарный тростник, который импортируется из дальнего зарубежья. С запуском данного завода мы заменим применение сахара в пищевой промышленности и тем самым обеспечим продовольственную безопасность страны”, - отметил президент компании Закиржан Кузиев.
Ряд производств запустили в металлургической сфере: сортопрокатный завод российско-казахстанской металлургической компании “Евраз Холдинг”, рассчитанный на выпуск арматурного проката объемом до 450 тысяч тонн в год, завод по производству обожженных анодов.
Специальной премии президента удостоили транснациональную компанию “Казхром”, которая в Актюбинской области построила новый ферросплавный завод. “Этот лучший, самый совершенный ферросплавный завод в мире построен, и этот завод - самый инновационный завод, потому что там работают печи постоянного тока, самый энергосберегающий завод в мире, с самой совершенной экологической системой в мире. Он производит 440 тысяч высокоуглеродистого феррохрома высочайшего качества, и завод стоит 1 миллиард долларов. Этот проект можно реализовать только в стране, где высочайший интеллектуальный научный образовательный потенциал”, - подчеркнул акционер Евразийской корпорации природных ресурсов (ENRC) Александр Машкевич.
Результатом четких правительственных действий по поддержке проектов индустриализации и сокращению административных барьеров для бизнеса стало то, что в 2012 году валовой приток ПИИ в Казахстане достиг рекордного показателя в 28,8 миллиарда долларов. По оценке Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), Казахстан занял 19-е место среди ТОП-20 стран-лидеров по объему привлеченных прямых иностранных инвестиций. А среди стран с переходной экономикой мы заняли второе место в мире.
За годы индустриализации в стране наладили производство тепловозов по технологии General Electric, моторных масел, каустической соды, панельных радиаторов, титановых слитков, шприцев, йогуртов, нефтегазового оборудования, впервые стали выпускаться вертолеты, грузовые и пассажирские вагоны, пожарная техника, чистящие средства и электротехническое оборудование. На рынок вышли несколько новых марок автомобилей местного производства, не говоря уже о производстве электровозов с участием французской Alstom, химических средств защиты растений, фотоэлектрических модулей.
Впереди еще один год первой пятилетки программы ФИИР, и уже сейчас разрабатывается концепция нового этапа индустриализации на 2015-2019 годы. “Необходимо сосредоточиться на развитии нескольких секторов, а не разбрасываться по всем направлениям. В первую очередь, на тех, по которым надо обеспечивать конкурентоспособность нашей экономики. Такими секторами могут стать для нас нефтегазовая, горнорудная промышленности, пищевая промышленность, производство строительных материалов и агропромышленный комплекс. Вот задачи. Если мы по всем направлениям будем работать - у нас ни финансов, ни кадров не хватит”, - отметил президент, добавив, что вокруг этих секторов должна создаваться сеть сопутствующих предприятий с доведением до конечной продукции.
“Есть у нас нефть и газ - мы должны их глубоко переработать. Для этого строятся сегодня мощные нефтехимические комбинаты в Атырауской области. Сырье нужно доводить до готовой продукции: до полимеров - по газу, до самой глубокой переработки - по жидкой нефти, медное производство довести до кабелей, до изделий из меди, проката из меди, и так - по всем направлениям”, - резюмировал Нурсултан Назарбаев, подчеркнув, что вокруг всех этих предприятий должны действовать предприятия малого и среднего бизнеса.
Астана |