Ольга Шишанова
За незаконную вырубку, уничтожение или повреждение молодняков хвойных пород, особенно в предновогодний период, теперь предусмотрена не только административная, но и уголовная ответственность
Такой своеобразный подарок сделало Министерство окружающей среды и водных ресурсов РК любителям зеленых красавиц накануне новогодних праздников.
Теперь за их незаконную вырубку, согласно законодательным поправкам, Уголовным кодексом РК предусмотрен штраф от 100 МРП (1 МРП = 1713 тенге) до лишения свободы сроком до трех лет плюс конфискация имущества, которым было совершено преступление.
Не отстает от УК и Административный кодекс, согласно которому по статье 283 предусмотрен штраф от десяти до полутора тысяч месячных расчетных показателей плюс конфискация незаконно вырубленных елок. Конфискации подлежат и орудия совершения нарушений.
Таким образом, Комитет лесного и охотничьего хозяйства МОСВР РК пытается ограничить браконьерскую добычу зеленых насаждений.
Кроме того, будет ограничена и свободная реализация новогодних елок, заготовленных в республике. Однако казахстанцы могут приобретать импортируемые ели или сосны, разрешена торговля и составными елками из ветвей хвойных пород, а также елей или сосен, растущих в контейнерах. Последние будут сдаваться в аренду с последующим возвратом.
Напомним, что цена аренды в предыдущие годы составляла от трех евро за сутки. А в среднем Новый год с арендованной елью в кадке обходился любому желающему около 60 евро, из которых половину суммы вместе с удостоверением необходимо было сразу оставлять в залог.
Что же касается проведения новогодних городских праздников с участием пушистой красавицы, то в Астане уже на протяжении нескольких лет используют только искусственные ели.
Впрочем, такая практика, проводимая комитетом уже не первый год, дает свои положительные результаты. Так, по словам эксперта отдела охраны и государственного контроля в области лесного хозяйства МОСВР РК Улана Абжанова, “за последние десять лет объем заготовок и отпуска новогодних елок в стране сократился с 40 до 10 тысяч штук”.
Вот разве что эксплуатация елей в контейнерах порой приводила к плачевным результатам - не привыкли еще наши сограждане к чувству ответственности за то, что они приобретают и что потом необходимо будет возвращать. По некоторым данным сотрудников АО “Астана-Зеленстрой”, после бурно проведенных праздников зачастую “вместо деревца возвращались голые ветки”.
Тем не менее, судя по отзывам в социальных сетях, большинство казахстанцев поддерживает решение властей в отношении запретов бездумной вырубки хвойных деревьев накануне новогодних праздников. Праздник пройдет, а срубленную ель, пихту или сосну уже не посадишь обратно.
Правда, от нужд промышленности тоже пока никуда не денешься - лес рубят, так как ни мебельная, ни домостроительная, ни бумажная отрасли без него не могут обойтись.
Но главное, чтобы та же вырубка была плановой, а не варварской. Согласитесь, что чудо праздника сразу меркнет перед грустным зрелищем нереализованных хвойных красавиц, выброшенных на свалки городских базаров после новогодней ночи.
А ведь в Казахстане только четыре процента территории занято лесными массивами, и каждое срубленное дерево приближает к ухудшению экологической ситуации в природе, которая и без того не проста на сегодняшний день.
Астана |