|
Анна Цай
В очередной раз, сопоставляя многочисленные факты протекающего как в Европе, так и во всем мире долгового кризиса, многие финансисты и эксперты приходят к выводу о необходимости четко разработанной программы действий, которая позволит еще вчера развитым странам мира, а сегодня должникам найти выход из плачевного состояния своей национальной экономики. Уже сейчас становится очевидным, что ситуационные меры без программного документа могут только несколько смягчить негативное влияние глобального финансового кризиса, в то время как достаточно подробно разработанный механизм действий позволит не только минимизировать последствия, но и вывести страну на качественно новый уровень своего развития. В этом плане показательным является пример Казахстана, где, как известно, началась реализация Стратегии-2050
Напомним, что 14 декабря 2012 года глава государства Нурсултан Назарбаев обратился с Посланием к народу Казахстана, где обозначил четкое видение развития страны до 2050 года. Отмечая пагубные последствия глобального финансового кризиса, глава государства призвал правительство и всю страну быть готовыми к любым ситуациям. “Прошедший год был для Казахстана в целом удачным. Есть прогресс по всем направлениям. Это достигнуто благодаря упорному труду всех казахстанцев”, - сказал Нурсултан Назарбаев.
При этом Ел басы отметил распространенное среди экспертов мнение, согласно которому мировой кризис приобретает затяжной характер и не завершится ни в текущем году, ни в следующем. В этом плане представленная главой государства Стратегия “Казахстан-2050” заложила новый прагматичный курс дальнейшего развития нашей страны. В рамках стратегии определено несколько ключевых векторов долгосрочного развития Казахстана, среди которых приоритетное место занимает новая прагматичная экономическая политика, основанная на принципах прибыльности, возврата от инвестиций и конкурентоспособности. То есть во главу угла при принятии любых решений будет ставиться социально-экономическая целесообразность. Это касается макроэкономической, налогово-бюджетной и денежно-кредитной политики, наших планов по индустриализации и развитию инфраструктуры, недропользования, управления государственными активами.
В нужное русло
Именно поэтому правительство и вся страна должны сделать усилия, направленные в том числе и на дальнейшую реализацию программы модернизации производства, которая должна продолжаться без снижения темпов. При этом надо быть готовым ко всему и, в первую очередь, к очередным сюрпризам природы.
В связи с чем уже сейчас правительство и все акиматы областей должны заранее принять соответствующие меры, и к этому нужно готовиться на регулярной основе. “С прошлого года природа устраивает нам испытания. Засуха прошлого года отрицательно повлияла на сельское хозяйство. Зимняя непогода создала значительные трудности в Жамбылской области, особенно в городах Каратау и Жанатас. Но если в стране будет спокойно, то нерешаемых проблем для нас нет. Мы со стороны государства окажем всестороннюю помощь пострадавшим регионам”, - отметил Нурсултан Назарбаев.
Вместе с тем, обсуждая вопросы природных аномалий и последствий разгула стихии, необходимо использовать накопившийся за рубежом успешный опыт. Так, например, целесообразно рассмотреть введение в республике социального страхования в случае стихийных бедствий. “Во всех развитых странах есть развитые системы страхования от природных катаклизмов. США и другие страны от ураганов переживают не меньше катастроф, но это не приводит к значительным тратам государственных средств, как это мы делаем. Потому что там сразу включается в работу система страхования. Что мешает использовать этот опыт нам? Давайте изучим этот вопрос”, - предложил глава государства, одновременно поручив Кабмину ускорить решение этого вопроса в 2013 году.
Модернизация
в приоритете
Относительно программы модернизации отметим, что, по информации правительства, в наступившем 2013 году запланировано введение в эксплуатацию около 130 проектов. В числе приоритетных, запланированных на текущий год, можно увидеть новый плавильный цех на ферросплавном заводе в Актобе, производство жженых анодов в Павлодаре, битумный завод в Актау. Также стало известно и о реализации ряда прорывных проектов, в том числе - строительстве завода по производству минеральных удобрений в Жамбылской области, автозавода полного цикла в Усть-Каменогорске, стекольного и рельсобалочного завода в Актюбинской области.
Как отметил премьер-министр в 2012 году, размер ВВП на душу населения в Казахстане, по предварительной оценке, составил 12 100 долларов США. Отметим, что, по прогнозам Министерства экономического развития и торговли (с 16 января 2013 года - Министерство экономики и бюджетного планирования), сделанном в 2012 году, ВВП на душу населения в 2013 году составит более 14 тысяч долларов и вырастет к 2017 году до 24 тысяч долларов.
В то же время реализуемые в стране программы позволят продолжить реальный рост ВВП, который в 2013 году составит 6 процентов, в 2014 году - 6,1 процента, в 2015 году - 7,6 процента, в 2016 году - 6,6 процента и в 2017 году - 6,9 процента. Эти параметры соответствуют обеспечению в среднем 7-процентного роста экономики на среднесрочный период.
К слову, расходы бюджета в 2013-2015 годах, учитывая поставленные в Послании народу Казахстана “Социально-экономическая модернизация - главный вектор развития Казахстана” и в статье “Социальная модернизация. Двадцать шагов к обществу всеобщего труда” задачи, будут направлены на повышение занятости населения, обеспечение доступным жильем, качественный рост человеческого капитала, региональное развитие, индустриально-инновационное развитие, поддержку бизнеса, а также обеспечение национальной безопасности и ликвидации ЧС.
Планы, программы,
результат
Достигнутые успехи стали возможными благодаря реализации антикризисной программы правительства “5 больших дел” в 2008-2009 годах. В условиях глобального экономического кризиса программа была успешно выполнена и получила положительную оценку со стороны международного сообщества. Напомним, что Программа содержит пять основных задач. Во-первых - стабилизация финансового сектора, предусматривающая дополнительную капитализацию четырех системообразующих банков, создание фонда стрессовых активов, а также государственное регулирование финансовых рынков.
Во-вторых - решение проблем на рынке недвижимости, когда началась реализация программы ипотечного кредитования и развития жилищного сектора, за счет средств которой предоставлялись займы на завершение недостроенных жилых комплексов в городах Алматы и Астане через банки второго уровня.
Третьим направлением стала поддержка малого и среднего бизнеса из Фонда “Самрук-Казына”, в том числе и микрокредитование предприятий сельской местности и сельских предпринимателей. А также предпринимаемые меры по доступу малых и средних предприятий к государственным заказам государственных органов, государственных холдингов и национальных компаний.
В-четвертых - развитие агропромышленного комплекса, предусматривающее выделение инвестиций на поддержку экспорто-ориентированных секторов: зерновой сектор, переработка мясной и молочной продукции и производство плодовоовощных культур.
И, наконец, пятым направлением стала реализация инновационных, индустриальных и инфраструктурных проектов, предусматривающая продолжение программы “30 корпоративных лидеров Казахстана”. Залогом успеха реализуемой программы стала реализация комплекса конкретных мер, которые вкупе с эффективной работой национальной системы страны позволили в достаточно сжатые временные рамки решить поставленные перед Казахстаном задачи.
Позже реализация антикризисной программы правительства Казахстана получила положительную оценку со стороны международного сообщества. В целом запланированные, разработанные и успешно реализуемые государственные программы благоприятно отразились как на “социальном самочувствии” казахстанцев, так и на всей общественно-политической системе страны. Вместе с тем не стоит останавливаться на достигнутом. В этом плане в принятой Стратегии “Казахстан-2050” одной из важных задач является дальнейшее совершенствование системы государственного планирования и прогнозирования. И в связи с этим президент ставит цель - усилить ответственность госорганов за разработку планов и программ. И поручает правительству: с учетом видения Стратегии развития Казахстана до 2050 года произвести “перезагрузку” стратегических документов, по которым работает и живет страна. Ведь для того, чтобы экономические стратегии успешно воплощались в жизнь, государство должно предвидеть кризисные ситуации и противодействовать им. Для этого нужно создать многоуровневую систему антикризисного реагирования.
Задачи поставлены
В этой связи Казахстану в наступившем году необходимо сконцентрировать свои усилия на успешной реализации государственных программ, которые в комплексе представляют собой так называемое защитное поле, способное снизить негативные последствия глобального финансового кризиса. Именно об этом и говорил на совещании, посвященном итогам 2012 года и задачам по реализации Стратегии-2050, Первый Президент Республики Казахстан - Лидер нации Нурсултан Назарбаев. Вместе с тем глава государства заострил внимание на осуществлении постоянного контроля за госпрограммами, поручив первому вице-премьеру Бахытжану Сагинтаеву за месяц разобраться с проблемой неосвоения государственных средств, выделенных на реализацию госпрограмм. “В прошлом году на строительство арендного жилья из республиканского бюджета было выделено более 17 миллиардов тенге, сумма неосвоенных акиматами средств составила 2 миллиарда тенге”, - сообщил Нурсултан Назарбаев.
Кроме этого глава государства отметил, что во время защиты бюджетов в правительстве власти “проявляют слабинку” и выделяют деньги на неподготовленные объекты без точной проектно-сметной документации, и эти средства в итоге не осваиваются. В результате, отмечаются случаи неосвоения выделяемых бюджетных средств. Так, например, по программе “Модернизация ЖКХ” объем неосвоенных средств составил 21 процент, отремонтировано всего лишь 70 процентов запланированных многоквартирных домов. “Здесь никакой кризис не виноват. Поручаю первому вице-премьеру разобраться с этими вопросами и доложить мне, что мы будем делать”, - сказал Ел басы.
Глава государства подчеркнул, что если не осваиваются средства, их надо снимать и отправлять туда, где они необходимы и осваиваются в срок. Продолжая свое выступление, Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев запретил строительство новых социальных объектов, пока не будут ликвидированы проблемы действующих в разных регионах страны аварийных и трехсменных школ.
“Если кризис нас зажмет, мы будем вынуждены заморозить новые объекты и создавать недостройки. Поэтому давайте договоримся, что в социальной сфере пока мы не уничтожим трехсменку, аварийные объекты, новое строительство прекратить. Достроить все, что начато. На все деньги, которые выделены сейчас на то, что не начато, давайте приведем в порядок аварийные школы, ликвидируем трехсменку. Также и по здравоохранению, - заявил глава государства, добавив: -Выделенные средства и имеющиеся ресурсы с этого года поручаю направлять на капитальные и текущие ремонты социальных объектов и проблемы трехсменных школ”.
И сегодня, когда многие развитые и развивающиеся страны мира оказались в стадии кризисной турбулентности, пытаясь преодолеть с минимальными потерями глобальный финансовый кризис, Казахстан, планомерно реализовывая антикризисные программы, выходит на качественно новый уровень своего развития. В этом плане позиция нашей страны, заранее подготовившейся к негативным последствиям, заслуживая всестороннего изучения, способна стать одним из примеров успешной борьбы на этом нелегком поприще. Здесь вспоминаются слова Первого Президента Казахстана - Лидера нации Нурсултана Назарбаева, сказанные им в Послании народу Казахстана “Через кризис к обновлению и развитию”: “У нас есть необходимые ресурсы, опыт для того, чтобы выдержать натиск мирового кризиса. Мы имеем четкую антикризисную программу. Все поставленные цели - достижимы! Уверен, мы преодолеем все трудности и сделаем наш Казахстан сильным, процветающим и уважаемым в мире государством!”. |