|
Айгуль Жилкишина
Автор идеи “Выбор года” в Казахстане Александр Новодворский не любит, когда его имя упоминают в масс-медиа. И все же я настаиваю: члены оргкомитета называют его отцом-основателем. Можно еще употребить слово “создатель”. Одним словом, это он был у истоков этого проекта, ныне привлекающего внимание общественности. Отношение к нему разное. Несомненно одно - равнодушных нет
“НП”: Насколько Вы ощущаете себя удовлетворенным от проведения конкурса “Выбор года-2013”? Скажем, на сколько процентов относительно года 2012-го, 2009-го, 2002-го?
- Процентов? Интересный подход! Мы на плюс 30 процентов довольны роскошными декорациями сцены в стиле декора сакского “Алтын Адама”. На плюс столько же - драматургическими находками. К примеру, чествование паралимпийской чемпионки Зульфии Габидуллиной вызвало небывалый душевный подъем и овацию! На плюс много мы счастливы фантастическим исполнением Сары Найман! Не думаю, что у нас найдется еще один современный отечественный исполнитель такого уровня! Из неприятного - всего пара ложек дегтя. На минус 60 процентов огорчены LED-экранами от SoundKZ, которые в самые ответственные моменты просто выключались! Нам высказаны резкие претензии по этому поводу. Удивительно, что эти же самые SoundKZ в прошлом сезоне 2012 года отработали по LED-экранам профессионально, без проблем и никто уже не ждал неприятностей! Еще наше яркое итальянско-казахстанское открытие Сон Паскаль в момент награждения просто мистически испарился из всех возможных мест нахождения и нашелся только к концу программы! Но тут он уже прямо поджог зал авторской аранжировкой “Козiмнiн карасы”. Настоящая звезда. Надеюсь, мы его будем встречать все чаще на концертах и в ротации. В целом в борьбе за зрителя темп был принят максимальный, и впервые за 14 лет мы отработали шоу до последнего блока всего за 1 час 32 минуты! (Концертная программа не в счет разумеется.)
“НП”: Насколько, Вы полагаете, объективна аудиторская оценка продукции и услуг предприятий, принимающих участие в “Выборе года”? Ведь оценивается далеко не вся линейка избираемого сегмента, а скорее та, которая попадает в фокус внимания.
- Концепция определения лучшего здесь - это гармонизированное мнение специалистов и потребителей. По этому критерию объективность гарантирована. Аудит и оценка же всего спектра продукции в сегментах (вместо выборки лидеров) не будет востребована средней аудиторией, зато будет стоить неподъемных бюджетов. Думаю, при необходимости каждый сам может заказать углубленное исследование интересующего сектора.
“НП”: Комплекс критериев отбора - он неизменен или эволюционирует?
- Некоторые изменения должны присутствовать - отражая изменения окружающей действительности. К примеру, последние годы больше внимание уделяется социально-ответственной активности лауреата.
“НП”: В какой степени лейбл “№1 Выбор года” влияет на предпочтения потребителя? Можно ли утверждать, что покупателя привлекают “имя”, “отличительный знак”, “синергия”?
- Конечно, за 14 лет присутствия заработан определенный репутационный капитал. Но самое основное: на 50 процентов контент “лауреатства” - это рост личной мотивации. Что ежедневно и здорово стимулирует продвижение бизнеса. О предпочтениях потребителя, перефразируя отцов рекламного дела, могу сказать: “...Награды не заставят потребителя второй раз купить товар, который ему не подходит...”. А вот при первичной покупке правильно поданная на упаковке награда - существенный аргумент. Согласно опросам известный факт лидерства оказывает на 20-60 процентов влияния на первичный выбор потребителя при прочих равных условиях.
“НП”: Кто является членами Высокого жюри? Можете назвать несколько имен?
- Навскидку назову по памяти нескольких профессионалов: Ю.А. Синявский - вице-президент Казахстанской академии питания; Г.М. Пичхадзе - заведующий кафедрой фармакологии КазНМУ, профессор, доктор наук; А.Ж. Сейткалиева - президент общественного объединения по защите прав потребителей “Адал”.
“НП”: Каковы, по мнению организаторов конкурса, критерии статуса “национальный лидер”?
- Безусловный уверенный отклик в национальных опросах. Стабильное пребывание в тройке лидеров. Отличная репутация, отсутствие компромата со стороны СМИ и организаций по защите прав потребителей. Внятно озвученная миссия компании. Реальный пакет программ по социальной ответственности, присутствие в различных сферах жизни общества, свое видение будущего нашего общества...
“НП”: Сколько человек входит в состав экспертной группы?
- 187 человек. Размер корпуса экспертов меняется от сезона к сезону.
“НП”: Какое количество респондентов участвует в социологическом опросе? Какие слои общества они представляют? В каких регионах страны он проводится?
- Опрос проводится в восьми крупных городах Казахстана (Астана, Алматы, Актобе, Караганда, Шымкент, Усть-Каменогорск, Костанай, Павлодар) путем выяснения мнения по репрезентативной выборке, отстроенной согласно научным нормам. Люди в возрасте от 20 до 60 лет - активные потребители.
“НП”: Поскольку эта премия вне политики, коммерчески независима, то персональные отношения оказывают важную роль. Как Вам лично, экспертам, членам Высокого жюри удается быть выше личных привязанностей или антипатий?
- Очень просто. Коллектив у нас маленький. Никто не хочет потерять работу. А любая некорректность рано или поздно проявится - конкуренты ревностно следят друг за другом. Попеременно на нас обижается то одна, то другая сторона, мы уже привыкли. Часто угрожают черным пиаром. А совесть экспертов и жюри - их личный судья. Думаю, что репутация им намного дороже. Полярность мнений статистически выправляется количеством экспертов. И, наконец, если эксперт лично привержен какой-то модели некоей марки, то это же и есть его лучшая рекомендация, верно? Мы сами советуем друзьям то, что мне нравится. А смысл выбора - получить одну конкретную национальную гармонизированную рекомендацию.
“НП”: Награду “Выбор года” можно сравнить с такими понятиями, как “народный артист”, “королева сердец” или “любимец народа”. Способствует ли эта премия, на Ваш взгляд, большей известности, росту популярности тех номинантов или лауреатов, которые не были широко известными до участия в Вашем конкурсе?
- Спасибо Вам, конечно, за лестное сравнение! Будем надеяться, что за 14 лет работы мы где-то заслужили частичку этого комплимента. Премия безусловно способствует росту популярности лауреатов умеренной известности. Но самая главная пружина тут - мощнейший рост личной мотивации, что уже само по себе сворачивает горы. Проблема только в том, что для не обладающих известностью, но очень даже достойных персон трудно добиться премии - национальные опросы не дают отклика.
“НП”: Год близится к концу, сейчас подводятся итоги. Что было для Вас примечательным в этом году? Что хотелось бы отметить особо?
- Самое интересное для нас - старт замечательной Народной премии “Общественное признание” (priznanie.kz). Нужный обществу демократический открытый проект. Хочу также воспользоваться случаем и выразить признательность вашему изданию за бескорыстную поддержку социально значимых проектов.
“НП”: Пожалуйста, Ваши пожелания читателям “НП” на грядущий 2014 год...
- Настоящего праздника, наилучшего периода, неожиданной популярности, нормализации продаж, негенномодифицированных продуктов, невероятного подъема, настойчивого продвижения и надежной поддержки, незабываемых поездок читателям! |