Алла Иванилова
Электронные учебники в Казахстане, по словам разработчиков, уже доказали свою эффективность, теперь дело за оцифровкой контента по всем предметам школьной программы, а также специальностям технического и профессионального образования
Самой продвинутой страной в мире в части информационно-коммуникационных технологий, согласно данным исследования за 2010-2012 годы, является Южная Корея. За ней следует Швеция. Казахстан по индексу развития ИКТ поднялся с 56-го места до 49-го.
В нашей республике наибольшее распространение получили электронные учебники, которые разработаны по всем школьным предметам с 1 по 11 классы на казахском и русском языках. Их эффективность была доказана исследованиями в 11 школах Восточно-Казахстанской области и в 16 малокомплектных школах Северо-Казахстанской области. Обучение по электронным учебникам позволило повысить успеваемость школьников от 3 до 25 процентов (ВКО) и обеспечить переход 200 учеников из категории “троечников” в “хорошисты” и “отличники” (СКО). Однако электронные учебники доступны далеко не всем школам. Только 36 процентов школ могут похвастаться такими передовыми технологиями.
Согласно планам Министерства образования и науки, разработку контента по всем предметам школьной программы, а также специальностям технического и профессионального образования (ТиПО) разбили на три года. Помимо электронных учебников в стране разрабатываются по госзаказу в рамках проекта e-Learning цифровые образовательные ресурсы (ЦОР). Они уже разработаны по 39 школьным программам по классам и 38 программам ТиПО в количестве 7511 единиц.
Так, к примеру, ЦОРы по английскому языку охватывают программу с 1 по 11 классы и разработаны на основе аутентичных текстов и мультимедийных файлов, созданных издательством Кембриджского университета. Все аудиовизуальные материалы озвучиваются носителями языка на студиях зарубежных партнеров. При разработке цифровых образовательных ресурсов по биологии, информатике, географии и всемирной истории использовали материалы издательств Pearson, Macmillan и студии BBC, а также электронные симуляции и тренажеры американских разработчиков. ЦОРы по географии - это около 100 оригинальных электронных карт по физической и экономической географии Казахстана, видеогиды по географическим и природоохранным зонам, а также видеотуры в крупные населенные пункты и живописные уголки страны. Особой гордостью являются материалы по казахской литературе. В рамках этой работы коллективом художников и аниматоров впервые создаются образы многих литературных героев и иллюстрации к произведениям. Воссоздают тексты утраченных сказок и легенд. В качестве дополнительного материала к ЦОРам создана аудиохрестоматия казахской литературы, состоящая из полных аудиоверсий более чем 1500 произведений 130 авторов, вошедших в школьную программу. Это более чем 1000 часов качественных аудиозаписей, озвученных голосами известных мастеров сцены и дикторов. Среди них Нурлан Онербаев, Тыныс Отебаев, Дана Нуржигит.
Но, несмотря на все усилия, потребность в е-контенте для школ остается еще высокой. В связи с утверждением новых типовых учебных планов 2013 года необходимо автоматизировать более 48 тысяч тем по школьным предметам, а по учебным программам с углубленным изучением школьных предметов - еще 90 тысяч тем. Всего потребность в е-контенте, как и в России, составляет более одного миллиона единиц. Потребность ТиПО только по предметам профессионального и специального циклов для колледжей - свыше семи тысяч единиц на казахском и русском языках.
В целом до конца текущего года будет разработано и представлено для экспертизы Минобразования 7040 цифровых образовательных ресурсов. Более пяти тысяч из них разрабатываются компанией Bilim Media Group совместно с партнерами. Однако в связи с планами по сокращению средств, выделенных на данный проект в текущем году, завершение работ по разработке контента оказалось под угрозой. Директор Bilim Media Group Рауан Кенжеханулы опасается, что около одного миллиарда тенге из средств, выделенных на создание образовательных интернет-ресурсов, может быть потрачено впустую, если государство сократит финансирование проекта. “В случае частичного принятия работ, в соответствии с выплаченным авансом, будет покрыта лишь часть тем по каждому предмету, что лишает целостности и смысла весь проект. В результате около одного миллиарда тенге будет потрачено впустую, а необоснованное уклонение или невыполнение условий, или расторжение соглашения по причинам, независящим от исполнителей, приведет к десятку судебных разбирательств и банкротству ряда организаций, привлекших значительные заемные средства для участия в проекте”, - подчеркнул он. На основании действующих соглашений подрядчики получили авансовые платежи в размере 30 процентов, промежуточные акты по которым были подписаны в октябре. Сегодня они выполнили и предоставили для экспертизы от 80 до 100 процентов работ. В целом разрабатывают е-контент для школ и профтехучилищ более 500 квалифицированных специалистов.
Астана |