Айгуль Жилкишина
В ближайшее воскресенье, 17 ноября, в Чили пройдут в один и тот же день парламентские выборы и первый тур президентских выборов. Во главе списка две кандидатуры - Мишель Башле и Эвелин Матеи. Две генеральские дочери. Отец одной - Альберто Башле, оппозиционер, погибший в застенках во время путча Аугусто Пиночета в 1973 году, отец второй - Фернандо Матеи, командующий ВВС Чили, сторонник диктатора. Эвелин Матеи - кандидат правых сил Чили, Мишель Бачелет (или Башле, потомок французских эмигрантов в Чили) - кандидат от социалистов и бывший президент страны
Окажет ли влияние на выборы противостояние во втором поколении, политическое прошлое страны? Уже прошло столько лет после окончания эпохи диктатуры, но раны еще не зажили полностью. Кто же окажется победителем?
Луи Жуане, независимый эксперт ООН, полагает, что это историческое противостояние окажет определенное влияние на результаты выборов по нескольким причинам. По результатам предварительных опросов, Мишель Башле опередила бы Эвелин Матеи во время первого тура голосования. Ко всему прочему отец Мишель Башле воспринимается сторонниками левых сил как герой и прогрессист, чего нельзя утверждать о ее конкурентке.
Тень исторического прошлого сыграет на руку, скорее всего, для Мишель Башле, которая воспринимается населением страны как героиня, в отличие от ее соперницы.
В Чили создана специальная комиссия по национальному примирению, которая проводит тщательные исследования, составляет подробные отчеты, пытаясь понять доводы всех политических сторон. Многие общественные организации вызываются на суд совести для проверок - командный состав армии, университеты, церковное духовенство - в целях установления причин сотрудничества с хунтой. И не все выявленные факты являются сегодня политически приемлемыми. К примеру, члены Верховного суда Чили публично покаялись и принесли свои извинения за прошлое сотрудничество с диктатурой Пиночета, что является исключительным случаем для общественной жизни страны.
Еще не закончены следствия по делу погибших “в самолетах смерти”, в которых находили тела жертв пыток, и которых идентифицировали по анализам ДНК. Государственные органы по сей день оказывают помощь семьям политических репрессий тех лет.
Национальное примирение не может быть решено политической волей правительства. Для такого момента в стране еще просто не настало время. |