|
Культура - это приблизительно все то, что делаем мы и чего не делают обезьяны
Культуры нет. Она отлучилась?
Но возникнет какая-то другая, может быть, совершенно пока непостижимая. Она обязательно должна возникнуть, сформироваться и обосноваться в нашем нынешнем, атомизированном человеческом круговороте. Потому как обществом нас еще назвать сложно, ибо общество возникает там, где вырастает культура.
На днях один известный наш писатель дал интервью, в котором задался вопросом: где она, творческая наша интеллигенция? Где писатели и поэты, властители умов и дум? Где вообще былое почитание творцов и мыслителей? Нету его - ответил сам себе мэтр. И рассказал в очередной раз о ничтожествах, именующих себя писателями, которые клянчат премии и звания. Вот они и есть, собственно, сегодняшние “носители культуры”...
Удивила не констатация мэтра “наличия отсутствия” культуры, а его наивность. Или показная наивность. Неужели человек, проживший довольно немалую жизнь в своей стране, так ничего в ней и не понял? А ведь он о ней писал, писал много и в разные годы. Значит - изучал ее, ездил, общался с ее людьми, с кем-то дружил и знал немало людских историй. Но так и не узнал ни этой страны, ни ее людей. Он, наверное, полагал, что участвует в создании “нового общества”, в рождении и формировании “нового человека”, а оказалось, что все это - идеологический миф, созданный в каком-нибудь отделе культуры или идеологии ЦК компартии. И его, писателя, чествовали и награждали не потому, что он действительно отражал духовные нужды и культурные чаяния миллионов, а лишь за заслуги перед этим ЦК.
И вот страна изменилась, причем за срок, который можно считать каким-то историческим моментом. Это теперь уже другая реальность. И он, маститый автор сонма романов и сборников, перестал быть властителем умов и дум, а его место заняли в большинстве своем недоучки, которым писать незачем, потому как они и без того властители. И дум, и умов, и тел, и душ, и помыслов. “Владельцы заводов, газет, пароходов”.
И теперь не философические изыскания смысла бытия занимают умы и определяют устремления, а новая идеология, основа которой сентенция “жизнь, как она есть”. Плохо это или хорошо? Писателю кажется, что очень плохо. Но это все равно, что жаловаться на ветер или землетрясение. Конечно, сильный ветер - это неприятно, а землетрясение - страшно. Но и произошедший с нами ураган - уже прошедшая неизбежность, и спасти после него уже ничего не удастся.
И восстанавливать нечего. Все сметено. Нужно строить заново. А нужно ли? Пока что, скорее всего, особой потребности нет. У тех, кто “владельцы заводов...”. Появится ли у них такая нужда? Да кто же их знает? А пока не появится, прежние властители дум будут ходить к нынешним клянчить премии и звания. Как когда-то в отдел культуры ЦК компартии.
Место осмысления и построения “нового общества” заняло простое хотение жить сегодня. Потребление. Теперь оно - смысл бытия. Мерило жизни. Мало кого сегодня интересует, почему Раскольников убил старуху-процентщицу. Наверное, Раскольникову нужны были деньги. Да и вообще - какая разница? Кто такой этот Раскольников? И можно ли о нем прочесть в интернете? Нельзя? Тогда, извините. Нет времени.
Жизнь такова, как она есть. |