|
Юлиана Жихорь
Больной вопрос
Депутаты так любят критиковать правительство за что-то недоделанное, что с вдохновением подхватили новую политику понукания Кабмина за неисполнение президентских поручений
Вот, например, мажилисмен
Егор Каппель обратился к премьеру с запросом-претензией, в котором заявил, что Министерство регионального развития не только не торопится приступать к работе по реализации программы развития сельских территорий, но и “начало разработку новой программы, не проанализировав и не исполнив предыдущую. И это при том, что президент страны на расширенном заседании правительства указал на недопустимость такого подхода”.
Заметив, что сейчас действующая программа реализуется лишь на треть, Каппель сделал вывод: “На наш взгляд, у правительства в целом и у Министерства регионального развития в частности до сих пор нет четкого видения путей и методов реализации этой важнейшей государственной задачи, поставленной главой государства”.
Меруерт Казбекова поинтересовалась у премьера: кому выгодно втридорога закупать препараты за государственные деньги? Она подсчитала, сколько в стране больных гепатитом и сколько выделяется бюджетных средств на больных. Потом сравнила цены на подобное лечение в разных странах и пришла к выводу: Казахстан - одна из самых дорогих стран мира.
“Лечение гепатита на сегодняшний день является одной из самых дорогостоящих расходных статей для медицинских ведомств любой страны. Цены на лечение гепатита в разных странах варьируются от двух тысяч долларов США до пятнадцати-семнадцати тысяч долларов США. К большому сожалению, Казахстан в этом списке находится на одной из самых верхних ступеней. Так, согласно официальным интернет-сайтам ведущих клиник Египта, цена полного курса лечения от гепатитного недуга в этой стране составляет около 2,5 тысячи долларов США. В соседней Грузии или той же Украине эта цифра равняется 5 тысячам долларов США. В Казахстане этот же курс лечения с той же продолжительностью и при применении, заметьте, тех же препаратов обходится государственному бюджету в более чем три раза дороже, то есть в 16 тысяч долларов США”, - говорится в ее депутатском запросе.
Виновато в этом ТОО “СК Фармация”, которое закупило препараты “по цене в 310 долларов США за ампулу, и это при закупе того же препарата у того же производителя в одно и то же время грузинским оператором за цену в 65 долларов США”.
“Простой математический расчет показывает нам, что лечение одного больного гепатитом казне Казахстана обошлось в 14 880 долларов США, а грузинской казне - в 3120 долларов США. И это при том, что официально производитель лекарственных средств объявлял стоимость за ампулу препарата в размере 105 долларов. Получается, “закупщик” от Казахстана в лице ТОО “СК Фармация” заплатил производителю втрое дороже, чем цену, на которую сам производитель изначально рассчитывал. Что же получается? Нерадивость руководства национального оператора и Министерства здравоохранения заставляет нас на ветер выкидывать огромные средства, или же, проще говоря, мы воруем сами же у себя? Кому выгодно втридорога закупать препараты за государственные деньги?” - недоумевает депутат.
Как следствие - в стране не хватает денег на лечение всех больных гепатитом.
“Уважаемый Серик Ныгметович, просим вас рассмотреть вопрос о правомерности действий национального оператора в лице ТОО “СК Фармация” и руководства Министерства здравоохранения Республики Казахстан при проведении закупа за счет государственных средств лекарственных препаратов для лечения больных гепатитом”, - обратилась депутат.
Здесь надо добавить, что вопрос этот следовало бы задать не только премьеру, но и правоохранительным органам. Чтобы те выяснили, что же на самом деле стоит за дипломатичным эвфемизмом, прозвучавшим в депутатском запросе: “нерадивость руководства национального оператора и Министерства здравоохранения”.
Напомним, что “СК Фармация” - единый дистрибьютор обеспечения лекарственными средствами населения в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи в Казахстане. (Создано в 2009 году постановлением правительства, нынче входит в структуру АО “ФНБ “Самрук-Казына”.) С 2011 года в функции этой компании входит еще и закуп медицинского оборудования за счет бюджетных средств. Причем, как сказано на сайте “СК Фармация”, перед компанией была поставлена задача “снижения ее (техники. -
“НП”) стоимости за счет централизации закупа в рамках республики”.
Но получается, что то ли компания не справляется со своими прямыми обязанностями, то ли в стране условия тендерных процедур такие, что покупаются самые дорогие товары (в данном случае медикаменты).
У любого обывателя, а тем более финансового проверяющего, должен неминуемо возникнуть вопрос о качестве работы такой компании. Тем более на фоне столь существенной разницы в ценах производителя и нашей закупочной цены. Когда оптом закупают в три раза дороже, чем в розницу. Можно, конечно, как депутаты, называть это нерадивостью. Но во всем мире это зовется по-другому и обязательно ассоциируется с длительными сроками тюремного заключения.
А вот народных коммунистов волнует ситуация в недропользовании. По мнению Галины Баймахановой, “методы правительства по управлению ресурсной базой страны оставляют желать лучшего”. “Достаточно сказать, что в этом году не заключено ни одного серьезного контракта, не решаются вопросы и по, образно говоря, “долгоиграющим” контрактам, нет притока инвестиций, а сама работа над поправками в Закон “О недрах и недропользовании” идет уже более двух лет. И все это отчетливо демонстрирует, что правительство не справляется с ролью кризис-менеджера в решении проблем минерально-сырьевого комплекса страны”, - подчеркнула Баймаханова.
Астана |