Ольга Шишанова
Казахстанская госслужба нуждается не только в модернизации, но и в обмене знаниями и опытом с чиновниками зарубежных стран
Об этом заявил председатель Агентства РК по делам государственной службы Алихан Байменов в ходе семинара-тренинга “Актуальные проблемы модернизации государственной службы”. По его мнению, сегодня проблема эффективности государственной службы, качества оказываемых ею услуг стоит на повестке дня большинства стран мира, а не только в Казахстане.
Не секрет, что любому государству для того, чтобы оно было успешным, нужна эффективная система государственного управления. Для которой, в свою очередь, необходим штат трудолюбивых и образованных чиновников.
Для Казахстана, как государства в стадии модернизации экономики и, что еще важнее, в стадии эффективной перестройки системы управления, актуален вопрос - кто же будет осуществлять все эти процессы, “как совместить предыдущий опыт с новыми веяниями, как за современными технологиями разглядеть социальные коллизии”.
И тут, как полагает заместитель акима Павлодарской области по социальным вопросам, а в прошлом - ректор Академии государственного управления при президенте РК Арын Орсариев, необходимо научиться сочетать зачастую противоречивые понятия.
Например, “отдать в управление определенный участок и заставить не выходить за пределы компетенции, заинтересовать в результатах работы и в то же время не позволить использовать место для побочного заработка”. При этом должна возрасти роль чиновников среднего звена - адекватным как к быстро изменяющимся потребностям населения и ожиданиям общества, так и к изменяющимся функциям государства.
Собственно, для этого в нынешнем году уже были внесены некоторые изменения в законодательство. Например, изменен механизм отбора, усовершенствованы институты профессионализации государственных служащих, предусмотрены новые подходы в обучении, сформирован управленческий корпус “А”.
Однако до сих пор самой актуальной, по мнению Байменова, в сфере государственной службы республики как была, так и остается проблема повышения уровня подготовленности государственных служащих и, как следствие, эффективности деятельности государственных органов.
По мнению Временного Поверенного в делах США в РК Джона Ордвея, для решения этой проблемы кстати пришелся бы наиболее успешный зарубежный опыт реформ государственного управления.
В качестве примера можно привести муниципалитеты Великобритании, которые проводят постоянные опросы населения о качестве предоставляемых услуг и степени соответствия их объема и качества налоговой нагрузке.
Или австралийское государственное учреждение Centrelink, работающее по принципу “одного окна”, сотрудничающее с девятью министерствами, включая Министерство социального обеспечения, которое является и клиентом, и руководящим ведомством со стороны правительства. При этом Centrelink не финансируется напрямую из бюджета, а получает средства за счет контрактов на предоставление услуг. Такой подход считается хорошей мотивацией для обеспечения их качества.
Немаловажную роль во всем этом играют, как можно заметить, действенные механизмы прозрачности и подотчетности на национальном уровне.
Астана |