|
Алла Иванилова
Остановки не по требованию
Ничто так не выводит из себя, как томительное ожидание заветного автобуса на остановке. Особенно это актуально для жителей северной столицы: учитывая суровые зимы, “дежурство” на остановке может иметь плачевные последствия для здоровья
В Астане зарегистрировано почти 240 тысяч автомобилей, остальная, “безколесная”, часть горожан ежедневно пользуется общественным транспортом. И надо отметить: мало кто в восторге от таких поездок. И хотя столичные власти обещали революцию в автобусном хозяйстве, воз и ныне там. Люди все так же подолгу ждут заветный маршрут, салоны автобусов и маршруток переполнены и не отличаются чистотой, не исчезли гонки на дорогах, а кондукторы не стали вежливыми.
Хотя, надо отдать должное, “планы революции” подготовлены. Среди них прорывной проект “Умная остановка”, который никак не может получить добро от акимата, хотя все просчитано и всевозможные испытания пройдены. Проект представляет собой информационное табло, разработчиком которого является отечественная компания KazInterSoft, на котором указана дата, текущее время, температура воздуха, номер проходящего на данной остановке маршрута с указанием начальной и конечной остановки и время, через которое автобус приедет. В качестве примера экземпляр такого табло на остановке “Народный банк”, что на проспекте Республики. Еще два года назад планировалось оснастить около двадцати остановок в городе такими “умными” табло, которые работают даже в лютые морозы. Но до сих пор акимат раздумывает и не может выбрать между этим светодиодным табло и жидкокристаллическим экраном, который предложила в качестве альтернативы другая фирма.
Единственное инновационное внедрение, воплотившееся в жизнь, - система GPS, которой оборудовали в 2011 году автобусные парки Астаны. Благодаря навигаторам можно отследить местонахождение любого автобуса на маршруте или, например, посмотреть расход топлива. В начале 2013 года был запущен сервис infobus.kz - мониторинг в реальном времени автобусов на городских маршрутах Астаны, Темиртау, Уральска и Щучинска. Любой житель столицы вместо томительного ожидания автобуса на остановке в холод или жару мог самостоятельно с помощью смартфона или планшетного компьютера отследить передвижение общественного транспорта и подойти к остановке за несколько минут до приезда нужного маршрута. Кроме того, можно выбрать любую остановку и увидеть, какие маршруты через нее проходят. Пользоваться сайтом несложно: достаточно выбрать город, а затем нужный маршрут. Страница автоматически обновляется через каждые 5 секунд, вместе с ней и позиции автобусов на маршрутах. Однако полюбившийся многим сервис был заблокирован для астанчан. Дело в том, что частному ресурсу ТОО “Kazintersoft”, к которому и относится infobus.kz, информацию о движении общественного транспорта в столице безвозмездно предоставлял акимат, а точнее ТОО “Центр пассажирских перевозок г.Астана”. С 1 сентября данные GPS-навигаторов с тысячи автобусов по 54 маршрутам транслировать прекратили. И на сайте infobus.kz появилось объявление, что, мол, ресурс заблокирован, поскольку теперь чиновники требуют плату за ретрансляцию данных.
В столичном управлении пассажирского транспорта и автомобильных дорог от обвинений всячески открестились и заявили, что за работоспособность указанного сайта не отвечают. Более того, акимат предложил горожанам совершенно бесплатно собственный автобусный навигатор, правда, пока только для платформы Android, для ios выпустят в конце года. Подобную акцию руководство Kazintersoft расценило как чиновничий демпинг и намерено обратиться в прокуратуру и другие ведомства. Ведь в день infobus.kz посещали около 20 тысяч человек, в то время как карту акимата о передвижении автобусов пользователи казнета, по официальной статистике, за месяц открывали всего 18 тысяч раз. Разработчики infobus.kz на своем блоге честно признаются, что им периодически удается обходить блокировку.
Однако “потерпевшими” в этом противостоянии оказались горожане, которые лишились удобного ресурса, помогающего экономить время и беречь нервы. Как признаются многие пользователи, акиматовский вариант автобусного навигатора уступает по некоторым моментам infobus.kz. К тому же астанчане видят умысел в действиях чиновников. Мол, те специально заблокировали сайт, потому что боятся прозрачности своей работы. “Так ведь они через этот сайт палятся! Если сайт будет работать как положено, то там будет видна реальная картина движения и состояния общественного транспорта. А они этого не хотят, так как общественный транспорт Астаны - это ненормированная система передвижения городского населения”, - считают пользователи.
Многие горожане требуют пересадить чиновников на общественный транспорт, возможно, тогда наступит долгожданный порядок. Кстати, экс-аким Астаны Аскар Мамин в свое время предлагал своим подчиненным на себе проверить правдивость докладов и отчетов, утверждающих позитивную динамику улучшения качества обслуживания. “Я и мои замы будем чаще ездить на автобусах. На новый рынок, в аэропорт, на левый берег”, - заявлял тогдашний градоначальник. Причем им была выбрана периодичность таких поездок - раз в три дня. Кстати, аким Алматы Ахметжан Есимов тоже предлагал своим подчиненным чаще пользоваться общественным транспортом, а главе городского управления пассажирского транспорта и вовсе “ездить на автобусах каждый день”.
Астана |