|
О воздухе не задумываются, пока кто-нибудь его не испортит
Локомотив и “зоновая дыра”
На неделе в городском акимате Алматы подвели итоги развития города за девять месяцев. Итоги хорошие, если судить по акиматовским цифрам. Промышленной продукции выпущено на 4,4 процента больше, чем в прошлом году, обрабатывающая промышленность выросла на 9,6 процента, а грузооброт - на пять процентов.
Можно было бы еще привести хороших цифр, да незачем. И так все понятно - живем все лучше. Любопытна, правда, была одна фраза в отчете докладывающего чиновника: “...в Алматы наблюдается положительная динамика социально-экономического развития, о чем говорят показатели, особенно в сравнении с другими регионами республики”. Так прямо и сказано.
Какие при этом имелись в виду регионы, не уточнено. Но, наверное, есть еще у нас регионы, где дела не так успешны, как в южной столице. И нелишне бы им, этим отсталым регионам, подтянуться да поинтересоваться опытом самого большого города страны - как ему удается вот уже столько лет оставаться, как выразился в заключении городской аким Есимов, экономическим локомотивом Казахстана.
Только вот об одном хотелось бы предупредить: есть в опыте самого крупного города и, мягко говоря, нечто не очень привлекательное. Накануне совещания в акимате было, например, совещание по загрязнению воздуха в Алматы. Так вот, там звучали другие интонации. Например, экологи распространили информацию: Алматы, согласно оценке независимых квалифицированных экспертов, по-прежнему входит в список самых грязных городов мира.
Оценивая уровень загрязненности воздуха, степень пригодности питьевой воды, переработки и утилизации отходов, уровень доступности медицинских услуг, Алматы отдано четвертое место в ряду самых неблагоприятных городов мира для проживания. Причем локомотив назван “зоной повышенного риска”. Или, на сленге природозащитников, - “экологической дырой”.
Основной проблемой загрязнения атмосферы является постоянный рост выбросов автомобильным транспортом. Пробы воздуха, которые берут алматинские экологические службы, показывают, что в выхлопных газах автомобилей содержится около 200 химических соединений, в том числе канцерогенные полициклические углеводороды.
“В последние годы в Алматы наблюдается увеличение распространенности болезней отдельных нозологических форм, которое обусловлено загрязнением окружающей среды. К таким экозависимым заболеваниям относят новообразования, заболевания эндокринной, мочеполовой системы, системы крови и кроветворных тканей, органов пищеварения, дыхания”. Это тоже из заключения экологов.
И здесь можно продолжать и продолжать, но не очень приятно. Получается, что действительно Алматы - место опасное и с каждым годом становится все опаснее. Несмотря на многочисленные городские программы по оздоровлению атмосферы. Но чего стоят все эти программы, когда одновременно с этим расширяются магистрали и строятся дорожные развязки - не для того, наверное, чтобы машин в городе стало меньше?
Поэтому радоваться тому, что Алматы по-прежнему промышленный и экономический локомотив страны, или не радоваться - это зависит от того, как на этот локомотив посмотреть. Если с горы Кок-Тобе, с которой отвратительный смог скрывает величественную городскую панораму как зловещая пелена неопределенно-мрачного цвета, то не до радости. Но если из окон акимата, то наверняка не так уж все трагично. |