|
Алла Иванилова
Предъявите билет
Астанчане вздохнули с облегчением - плата за проезд в ближайшее время повышаться не будет. Зато почти на треть увеличится стоимость проездных билетов. И это лишь некоторые перемены, которые коснутся общественного транспорта
В начале года, выступая перед горожанами, аким Астаны признался, что реальная стоимость проезда в столичном общественном транспорте, по подсчетам Министерства транспорта и коммуникаций, должна составлять 107 тенге, а не 60, как сейчас. “Сумма собранных денег за оплату проезда идет на ремонт и закуп запасных частей, на ГСМ, на оплату кредита, потому что автоперевозчики за счет кредита обновляют автобусный парк, покупают автобусы и, естественно, платят заработную плату водителям, кондукторам, ремонтникам. Теперь понятно, куда уходят деньги? А то все могут подумать, что по 60 тенге берут и все кладут в карман. Безусловно, будет повышение, но не сейчас”, - отметил еще в феврале градоначальник. При этом он заверил, что при рассмотрении этого вопроса будут проводить общественные слушания в целях разъяснения населению причин повышения.
Когда зашла речь о повышении с 1 ноября 2013 года почти на треть проездных билетов: взрослого - с 4500 до 5800 тенге, а детского - с 600 до 900 тенге, сразу же поползли слухи и об увеличении стоимости проезда. Причем масла в огонь подливали и сами кондукторы, пугая астанчан ценой в 80 тенге. Однако столичные чиновники успокоили горожан, пообещав, что пока цена останется прежней. Также сохранится бесплатный проезд для пенсионеров и других льготных категорий граждан. При этом они аргументировали повышение проездных билетов. “Существующая стоимость общего проездного билета была установлена в сентябре 2008 года. За этот период времени предприятиями пассажирского транспорта для эксплуатации на маршрутах города закуплено 305 единиц новых автобусов на общую сумму свыше 6,5 миллиарда тенге. При этом цены на ГСМ, запасные части и материалы возросли в 1,5 и более раза, и предприятия не могут обеспечить соответствующую заработную плату своим водителям. В связи с чем произошел отток водителей городского транспорта столицы. В настоящее время в предприятиях пассажирского транспорта города Астаны из-за отсутствия водителей ежедневно простаивают более 80 единиц технически исправных автобусов. Это приводит к срыву установленных расписаний движения”, - объяснили в управлении пассажирского транспорта и автомобильных дорог г.Астаны.
Однако повышение тарифа на проезд - это лишь вопрос времени. Особенно учитывая, что цены на бензин в ближайщее время поднимутся. Сейчас больше астанчан платят только алматинцы - 80 тенге за один проезд. И если повышение произойдет, то за столицей будет пальма первенства. Другой вопрос - все ли “проездные” деньги доходят до кассы, ведь ни для кого не секрет, что предприимчивые кондукторы (зачастую на пару с водителями) ухищряются залезть в карман собственного работодателя. Самый простой способ - не обилечивать пассажиров. Городские власти уже придумали, как бороться с наличным расчетом - с помощью электронной системы сбора платы за проезд. Так называемый проект “Электронный билет” уже разработан и финансируется не только из городского бюджета, но и за счет средств инвестора, в частности, компанией SIME Technology. Проект “Электронный билет” не подразумевает повышение оплаты за проезд. Напротив - он направлен на оптимизацию городских затрат и перевозчиков на содержание маршрутов. И позволит не только учитывать в реальном времени, сколько пассажиров едет в конкретном автобусе, на конкретном маршруте, но и сделает прозрачной всю систему обилечивания. Благодаря именным картам станет известно, сколько прокатилось пенсионеров, инвалидов и прочих льготников, на которых акимат ежегодно расходует около 850 миллионов тенге. Станет очевидно, какому из маршрутов положена большая компенсация, кому из водителей можно повысить зарплату и т.д. Кроме того, кондукторам нечего будет прятать в карманах. Сейчас они примерно не доносят до кассы до 40 процентов выручки.
По договору инвесторы еще к октябрю 2012 года разработали систему “Электронный билет”. Закупили двуязычные противоударные валидаторы с учетом климатических условий Астаны, изготовили смарт-карты (стоимость одной составила 200 тенге), определили мобильного оператора услуг связи для системы, испытали его на основных маршрутах столицы. Однако, несмотря на то, что уже все готово к запуску, проект находится на стадии разработки.
Астана |