|
Айгуль Жилкишина
Предусмотренное законодательством переиздание учебников один раз в четыре года и обновление фондов школьных библиотек не поспевают за регулярными изменениями программ Министерства образования и науки РК. Последние годы в Алматы накануне учебного года толпы родителей, штурмующих прилавки книжных магазинов, не в состоянии своевременно обеспечить своих детей ни основными учебниками, ни тем более рабочими тетрадями.
Непростая ситуация последних четырех лет осложнилась нынешней осенью тем, что в марте этого года вступили в силу новые программы, определяющие процесс обучения в школах. Однако новые учебники были изданы только для учащихся вторых и девятых классов, все остальные пользуются старыми учебниками, что усложняет процедуру календарно-тематического планирования педагогов
“173 000 учащихся 186 школ Алматы, - заявляют представители департамента образования, - были полностью подготовлены к учебному году”. Саида Аженовна Токеева, специалист школьного отдела управления образования города, сообщает о 100-процентном обеспечении учебниками детей из малообеспеченных семей, оралманов, социально незащищенных слоев населения: “Я лично посетила ряд магазинов и могу утверждать, что очереди состояли из покупателей Алматинской области и других регионов Казахстана”.
Ответ, согласитесь, ни о чем. Да и дело не столько в количестве, сколько в качестве.
Вызовы глобализации современного мира с одной стороны, стремление отстоять самобытность народов, традиции предков - с другой. Как подрастающему поколению объединить эти определяющие тенденции эпохи, сохраняя свою идентичность и развивая сознание? Для успешного обучения в новой среде в окружении зарубежных сверстников, будь то Париж, Оксфорд, Стэнфорд, Москва, Астана, казахстанские абитуриенты должны владеть структурированными когнитивными навыками со школьной скамьи. Универсализм, плюралистичность, актуальность - многое доступно нынешним юным сетеголикам, зависающим в интернете сутками. Но фундаментальные знания были и останутся основой образования, профессиональной подготовки. По каким учебникам должны обучаться будущие студенты, еще сидя за партами? Качественным, проверенным временем, поколениями.
И самый обсуждаемый вопрос в сфере образования: удовлетворяет ли педагогов, методистов, родителей, учащихся качество отечественных учебников? Весной этого года сенатор Куаныш Султанов потребовал экспертизы для ряда пособий по гуманитарным наукам, естествознанию и начальному обучению, подвергнув резкой критике их содержание, стилистику, картографию. Политик потребовал внимательного изучения действующих обучающих программ, которые, по свидетельству методистов, пишутся в очень короткие сроки, времени на их обсуждение, экспертизу и апробацию отводится чрезвычайно мало.
Вице-министр образования и науки РК Мурат Орунханов объявил на днях об обязательном многоуровневом порядке экспертизы для всех учебных пособий:
- экспертная оценка при издательстве, затем в центре “Учебник”;
- обсуждение на республиканской комиссии с участием ведущих ученых, педагогов, депутатов парламента;
- апробация в школах;
- заключение действующих педагогов.
Лишь при положительном отзыве экспертной группы учебник будет применяться во всех школах в качестве основного дидактического материала.
Комплект учебников для 2 класса издательства “Алматыкiтап”, включающий рабочие тетради, пособия, таблицы, безукоризнен в полиграфическом плане: флэкс-интегральные обложки, поликолорное исполнение, современный дизайн, изобилие иллюстраций, актуальность материала. Тем не менее учебные пособия казахстанских авторов устраивают не всех педагогов. Учителя не от хорошей жизни требуют докупать другие учебники, в качестве альтернативы выбирая российские разработки. Учащиеся, таким образом, пользуются двумя комплектами учебников - казахстанскими и российскими.
Так почему бы официально не использовать зарекомендовавшие себя учебники российских авторов - по русскому языку, по русской литературе, которые не один десяток лет востребованы на пространстве СНГ? Есть ряд предметов: краеведение, казахстанское право и другие, учебники и программы к которым должны быть разработаны только отечественными авторами. Но чем оправдано создание новых учебников по математике (с новыми методическими разработками), если принцип применения четырех арифметических действий не претерпит более никаких изменений? К чему изобретать велосипед?
Еще один аспект, требующий рассмотрения: почему сейчас не осуществляется выпуск дополненных и исправленных изданий, как это практиковалось ранее? Для чего переиздают пособия полностью? Предшествовавшие учебники после таких кампаний превращаются практически в балласт. Ученики младших классов не имеют возможности учиться по книгам своих старших братьев и сестер. Какие значимые события могли произойти в географической науке за 5 лет, из-за которых учебники предыдущих изданий признаются устаревшими? Новые открытия и увеличение количества элементов в таблице Менделеева со 103 в 80-е годы ХХ века до 115 в 2013 году вовсе не означают, что все ранее писавшиеся учебники по химии следует признать устаревшими. Отчего такой радикализм у современных функционеров в оценке учебных программ и пособий?
Выводы напрашиваются сами собой: причины переиздания школьных учебников кроются не в методике, дидактике или педагогике. Они не имеют под собой и политической подоплеки. Они сугубо меркантильны. Дело попросту в том, кто выиграет тендер, получит финансирование Министерства образования, пролоббирует свои интересы. Бизнес в чистом виде.
За годы независимости в республике сменилось 13 министров образования. Если бы проводилась последовательная политика в данной сфере, то в конце каждого учебного года местные органы управления составляли бы примерный прогноз по количеству учеников на будущий год. Тогда бы существовали постоянные рабочие группы по экспертизе и анализу учебных планов, учебников и учебных пособий, а региональные департаменты образования сотрудничали с руководством школ, с педагогическим составом. При такой синергии тиражи издательств удовлетворяли бы спрос на качественные учебники и вытеснили бы с рынка производителей контрафактной продукции. Но в реалиях жизни мы как в замкнутом круге: Министерство образования требует инициативы от подотчетных структур, те, в свою очередь, делегируют ответственность учебным заведениям. Педагоги, методисты, авторы, эксперты, издательства - все в претензии друг к другу, а воз и ныне там.
Недавно, возвращаясь с пробежки, заметила нечто общее у двух фигурок в утренней круговерти - у стюардессы, отправлявшейся в очередной рейс, и у тоненькой школьницы, спешившей на занятия. Обе катили за собой чемоданчики на колесиках. Сотрудница авиакомпании везла тролли темного цвета, как ее форменный жакет, а семилетняя девчушка - поклажу ярких виниловых оттенков. В таком, видимо, веселей везти два комплекта учебников: один - обязательный, а второй - эффективный.
Согласно Государственной программе развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы, утвержденной указом Президента Казахстана Нурсултана Назарбаева от 7 декабря 2010 года, с 2015 года все учащиеся общеобразовательных организаций должны быть обеспечены бесплатными учебниками и цифровыми образовательными ресурсами за счет местных бюджетов |