|
Юлиана Жихорь
Традиционно расширенное заседание правительства с участием главы государства проходит в режиме: Кабмин отчитывается, какой он хороший, президент ругает за недоделки, перегибы, недостаточное усердие. Но средняя оценка деятельности правительства всегда выставляется, как минимум, “хорошо”. Вот и на этот раз, если судить по словам президента, многие из государственных программ, если и не провальные, то весьма некачественно исполненные. Но “общая ситуация по больнице” (то есть социально-экономическое направление работы исполнительной ветви власти) нормальная
Вот, например, качество исполнения бюджетных средств. В этом году, по предварительным подсчетам, объем неосвоения расходов составит около 150 миллиардов тенге. Традиционно это неосвоение в конце года перераспределят “по потребностям” или перекинут на следующий год. Но Назарбаев предложил более “не латать дыры”, а направить неосвоенные средства на сокращение дефицита бюджета или в Национальный фонд. Мол, чтобы неповадно неосваивать было.
Равно как и постоянно выпрашивать дополнительные деньги на удорожание проектов. В прошлом году объемы увеличения проектной стоимости бюджетных проектов составляли 40 миллиардов, в нынешнем - уже 60. И никто, судя по заявлениям в правительстве, ничего не может сделать со столь серьезной инфляцией. Мол, мировая тенденция. “На стадии тендерного выбора подрядчика начинается волокита и растраты. Вот причины роста цен в строительстве, скачков инфляции”, - открыл глаза на причины удорожания президент. А заодно в очередной раз посоветовал строить школы, больницы и другие бюджетные учреждения не кому как заблагорассудится, а по типовым проектам. Так можно сэкономить миллиарды.
Кстати, Назарбаеву крайне не нравится, что первые руководители госорганов самоустраняются от принятия решений по закупкам, снимая с себя ответственность. Он поручил, чтобы акимы и руководители центральных госорганов сами возглавляли тендерные комиссии и несли полную ответственность за их работу, связанную с расходованием больших объемов государственных средств.
С поддержкой бизнеса в стране тоже не все так хорошо, как кажется правительству. Денег на “Дорожную карту бизнеса-2020” выделяется немало. Но то ли их не хватает, то ли распределение средств идет “странным путем”, но в одних регионах грантов и микрокредитов предпринимателям не выдается, в других - денег уже не хватает. (Кстати, даже банки сегодня кредитуют бизнес весьма неохотно: в промышленность направляется только 12 процентов кредитов всего банковского сектора, объем кредитов для малого бизнеса снизился на 13 процентов - банки предпочитают быстрые деньги за счет кредитов физическим потребителям.)
Развивать бизнес следует и путем передачи в частные руки госсобственности. “Необходимо комиссионно определить объекты приватизации по каждому ведомству и компаниям “Самрук-Казыны” и “КазАгро”, прозрачно провести эту работу”, - призвал президент. И добавил, что с прозрачностью-то у нас - большие проблемы. “Сегодня вносится предложение - приватизировать аж 4 процента организаций с госучастием... Почему у других появляется зуб - вернуть то, что уже давно приватизировано? Умирзак Естаевич (Шукеев. - “НП”), ты был самым молодым членом президентского совета, когда-то в 90-е годы участвовал в приватизации, теперь ты, я смотрю, все хочешь забрать сюда. И эту компанию, и эту, и электростанцию... Вокруг национальных компаний “Самрук-Казыны” тысячи дочерних, внучатых компаний, куча. Давно мы говорили о том, что надо избавиться от этих активов, передать бизнесу”. В ответ на слова Шукеева, что уже почти все отдали частникам, Назарбаев заявил, что надо проследить, “чтобы это попало в руки новых бизнесменов, за счет этого мы хотим создать новую волну молодых бизнесменов. Если за этим не следить, пойдет опять своим-чужим, зятьям-братьям - ничего из этого не будет. Открыто, гласно, кто победил - тот взял”.
Об индустриализации, первая пятилетка которой уже заканчивается, тоже было сказано немало. От правительства - хвалебного, из уст президента - не очень. Вроде бы программа хорошая, и индустриализация идет, но... У новых и модернизированных предприятий проблемы со сбытом продукции, поставками сырья, обеспеченностью кадрами. Так, например, в Караганде завод по производству самолетов “Фермер” выпустил всего один аэроплан, а из-за отсутствия поставок хлопкового сырья простаивают текстильные фабрики в Южно-Казахстанской области, в то время как отечественный хлопок экспортируется. Да и с инновациями, которые должны быть неотъемлемой частью индустриализации, в стране тоже не ахти: за все время реализации Программы ФИИР только по одному проекту был предоставлен инновационный грант на сумму 100 миллионов тенге, выданный АО “ЗИКСТО” для производства крытого вагона-хоппера для перевозки зерна.
АПК - отдельная строка критики президента. Тут и наш экспортный потенциал по мясу и мясопродуктам, который уже должен был перерасти из потенциала в реальные цифры, и экспорт продукции переработки сельхозпродукции в целом (за исключением зерна). И это при том, что денег на сельхозпереработку и поддержку экспорта с каждым годом выделяется все больше и больше. “Мне доложили, что “КазАгро” привлек один миллиард долларов на международных рынках под хорошую ставку. А есть ли конкретные проекты под эти деньги, есть ли заемщики с хорошей кредитной историей и залогами?” - задался вопросом глава государства.
В сельском хозяйстве у нас вообще традиция - закапывать деньги в землю. Правительство, например, уже мечтает о новой программе развития сельских территорий, а президент советует им сначала довести до ума аналогичную, юридически закончившуюся три года назад: “Сначала доведите до конца задуманное в прошлой программе и отчитайтесь по конкретным результатам”.
Было еще много сказано про социальную модернизацию, про жилищную политику, про здравоохранение и правопорядок. Но в целом каждый из членов Кабмина получил свою порцию критики.
Впрочем, с совещания министры выходили воодушевленные: несмотря на критику президент всех оставил на своих должностях. И радостные министры в тот же день договорились все мероприятия по реализации поручений президента включить в комплексный план и приступить к этой большой работе.
Астана |