|
Юлиана Жихорь
В начале недели премьер Карим Масимов заявил, что “население нашей страны судит о работе власти в целом по работе и тем услугам, которые эта власть предоставляет. ЦОН - как раз та точка, где это все сконцентрировано воедино. Человек, когда подходит к окошку и остается неудовлетворенным получением услуги, судит на этом основании, что власть плохо работает”
Надо отметить, что правительство редко ассоциирует себя с правящей партией, вспоминая об этом лишь в крайних случаях. Таких, когда недовольство народное может пошатнуть устойчивое положение партии на следующих выборах. Предоставление качественных услуг населению - одна из главных радикальных идей нынешнего правительства (и основная - проводимой административной реформы), сегодня, увы, лишь на бумаге да в мечтах. По крайней мере, именно об этом говорилось на селекторном совещании правительства, проведенном не традиционно в Љкiмет љйi, а “на месте преступления” - в одном из ЦОНов столицы.
Первой с комсомольско-задорно-оптимистичным докладом выступила Загипа Балиева. Ее гладкую речь прервал премьер, попросив быть “ближе к жизни”. Вняв словам шефа, глава Минюста чуть-чуть затронула проблемы. Мол, есть такие, но, как сказал Конфуций (министр, кстати, в последнее время взяла в привычку цитировать древних): “Единственная ошибка - это не исправлять своих прошлых ошибок”.
Зато глава Комиссии по борьбе с коррупцией партии “Нур Отан” Оралбай Абдыкаримов постарался в деле критики ЦОНов на славу. Рассказал, что был проверен хронометраж оказания услуг, и выяснилось, что на предоставление самих услуг со всеми накладными и непродуктивными этапами требуется максимум 2 дня. При этом собственно оказание услуг занимает 75 минут. “А остальное - неуклюжий менеджмент или потенциальные предпосылки к коррупционным проявлениям”, - резюмировал Абдыкаримов.
“Нур Отан” и правительство несут солидарную ответственность за все происходящее здесь”, - заявил Карим Масимов в процессе обсуждения.
А Загипа Балиева сообщила, что хронометраж - научный труд, а потому “хронометраж, который сделала партия “Нур Отан” - это не есть правильный хронометраж”. На что получила неожиданную по сути и содержанию отповедь премьера: “Партия для того и существует, чтобы контролировать работу правительства и делать замечания. Вот будете в партии, будете критиковать правительство”. Министр справедливо, но обиженно заметила: “Я и там, и там”.
Главный блюститель интересов партии на этом совещании заметил, что, мол, раньше регистрировали сделки с недвижимостью за 5 дней, сейчас же “с наличием новейших технологий, баз данных и программного обеспечения это стало почему-то невозможным... (На сегодня официальный срок - 17 дней. -
“НП”.) Бывают случаи, когда люди в течение 50 дней ждут ответа”.
Все партийные предложения по сокращению сроков натолкнулись на жесткое “нет” правительства: это-де повлечет увеличение нагрузки на регистрирующие органы, следовательно, потребует увеличения штатной численности, а также бюджетных средств для их финансирования. Но, по мнению Абдыкаримова, все это может вызвать не сокращение времени регистрации, а увеличение количества зарегистрированных прав на недвижимость. Сейчас же нагрузка сократилась более чем в 2,5 раза.
Но все равно сроки затягиваются, подпитывая бизнес-ускорителей оформлений. Объявлениями об их услугах пестрят все астанинские газеты. Такса - от 50 до 2 тысяч долларов. В один голос все НПОшники (их и Балиева поддержала) заявили - подобными объявлениями должны заниматься финпол и Генпрокуратура, заводить дела и сажать. Тогда и желание обойти закон поутихнет.
По мнению партийцев, коррупционеры скрываются в ЦОНе. А вот представители неправительственных организаций считают, что ЦОН тут ни при чем - он лишь принимает и выдает документы. Да и сотрудник, по 8 часов сидящий за окошком, “при всем желании ваше дело не продвинет”. Коррупция, считают они, заразила внецоновские сегменты системы. И предлагают провести ревизию взаимодействия ЦОНов с поставщиками услуг - госорганами.
На совещании было также подмечено, что сегодняшняя система длительности рассмотрения документов в ЦОНах нередко нарушает отечественное законодательство. Так, по Закону о государственной регистрации юридических лиц, регистрация происходит в течение 3 дней, в ЦОНе же эта услуга оказывается за 15 дней. “Как это так?” - задается вопросом директор проекта по улучшению бизнес-среды в ЦОНах Сергей Пизиков. И находит ответ: “А все правильно, департамент юстиции регистрирует за 3 дня, он свою задачу выполняет. А все остальное время - это перемещение этих документов, дополнительная регистрация в статистике, регистрация в налоговой и т.д.”.
Загипа Балиева отрапортовала, что все уже скоро будет о,кей. Более того, к 2009 году планируется ввести систему электронных услуг, посредством которой граждане смогут получать услуги минут за 15-20. Этот план не нашел понимания у главы Минфина Болата Жамишева, заявившего, что надо продумать совмещение технических возможностей с организационными. “Сейчас человек, дойдя до окошка, 2 минуты тратит, чтобы сдать документы. Затем через 3 дня 2 минуты тратит, чтобы получить документы. Если же услуги будут оказываться в течение 15 минут, это означает, что он никуда не пойдет. И в результате человек вместо 2 минут будет находиться 20 минут. В 10 раз больше народу станет в этих ЦОНах”.
Для исправления ситуации Масимов создал комиссию для ревизии ситуации и исправления ошибок. Срок - месяц.
Астана |