ПРОЛИТЬ СВЕТ НА ТАРИФЫ

ПОЧЕМУ РАСТЕТ ЧИСЛО ПОСРЕДНИКОВ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ

Подробнее >>>
СЦЕНА НРАВОВ

ПЬЯНЬ И ШВАЛЬ ПРОГОНЯТ С ЭСТРАДЫ

Подробнее >>>
о газете | контакты | подписка
Главная страница
Неделя власти
События
Исследования
Право
Экология
36,6
Тема
Образование
Поехали
Мир
Спорт
Светская жизнь
Люди
Культура
Шоу-бизнес
Мода
Прямой эфир
Смотри в оба
Пошутим
Гороскоп
Последняя страница
Документальный детектив
Старая версия
Форум
Реклама

Партнеры





"МК в Казахстане"


Деловой Казахстан


Сто Сторон


Виктория-победа над случайностью







погода в г. Алматы
погода в г. Астане



Железная стройка События

Юлиана Жихорь
Не секрет, что машиностроительная отрасль всегда была одним из двигателей экономики. В средние века именно машиностроение стало началом нового витка экономического развития человечества. Да и сегодня достижения в этой области двигают нас (кто бы что ни говорил) в постиндустриальный мир. Только вот Казахстан может остаться на уровне ХХ века. Потому как машиностроение у нас, увы, если и развивается, то на крайне низких скоростях

Сегодня продукция машиностроительного комплекса страны в общем объеме промышленного производства составляет около восьми процентов. Как заявил недавно директор Центра машиностроения АО “КИРИ” Марат Идрисов, “по прогнозам центра, при сохранении макроэкономических условий в Казахстане, при текущих условиях, в этом году отрасль по объему производства должна выйти на цифры около 840 миллиардов тенге, в следующем году планируются показатели в один триллион, в 2015-м - в 1,2 триллиона”.
Казалось бы, цифры впечатляют. Но...
Если верить докладу Евразийского банка развития, анализировавшего развитие отрасли в прошлом году, сегодня до 90 процентов всей продукции машиностроения импортируется. Для примера: только в 2011 году импорт машиностроения составил почти 13,9 миллиарда долларов. “Основная причина такой тенденции заключается в отставании уровня технологического развития и эффективности производства в секторах машиностроения. Производительность труда на машиностроительных предприятиях стран региона в среднем в несколько раз ниже, чем в странах - лидерах мирового машиностроения”, - говорится в докладе.
Впрочем, несмотря на это, отрасль развивается достаточно динамично, прибавляя по 10-15 процентов в год. Но порой это происходит не только за счет развития уже действующих производств, но и за счет открытия новых. Чаще всего в виде СП с зарубежными партнерами. Как, например, происходит со сборкой вертолетов. Вроде бы вертолеты выходят с завода под маркой made in Kazakhstan, но в Казахстане их только собрали а-ля конструктор лего. Само же производство осталось в Европе (в Германии и Франции) - “Еврокоптер” делиться технологиями явно не собирается.
И подобного рода СП в Казахстане достаточно много.
Сегодня часть машиностроения относится у нас к оборонной промышленности. Те же КамАЗы, вроде как и мирный продукт, но предприятие, их производящее, входит в состав АО “НК “Казахстан инжиниринг”, считающееся оборонно-промышленным холдингом. Как следствие такой ситуации, многочисленные СП под “Казахстан инжинирингом” - тоже оборонка. (К слову, в состав холдинга входит, например, Петропавловский машиностроительный завод, работающий в сфере машиностроения для нефтяной отрасли.) Но даже у них, работающих на гособоронзаказ, возникает немало проблем.
Дело в том, что сегодня на многих машиностроительных предприятиях низкий загруз по причине износа и устаревания основных средств и отсутствия денег на инновационные разработки. Если с инновациями у нас в принципе трудно (иностранцы их продавать не желают, а свои НИИ канули в лету еще в 90-е годы и если возрождаются сейчас, то с большим скрипом), то с модернизацией оборудования могло бы быть и лучше. Если бы можно было снизить затраты на модернизацию за счет снижения таможенных пошлин на импортное оборудование и снижение налогооблагаемого дохода на расходы по проведению модернизации и техническому перевооружению производств. Впрочем, эти же меры можно было бы предпринять и для предприятий, внедряющих новые технологии. Однако, судя по все возрастающей дыре в доходной части бюджета, в настоящее время правительство вряд ли решится на столь радикальные изменения в налогооблагаемой базе. Да и таможенные пошлины снизить сегодня весьма проблематично, учитывая, что для этого необходимы долгие переговоры в рамках ТС.
В любом случае, если сегодня государство не окажет поддержку отечественному машиностроению, то одна из самых доходных отраслей экономик ряда стран мира для Казахстана станет бездонной убыточной дырой.
Недавно правительство приняло решение разработать отраслевую программу развития машиностроения до 2020 года с учетом задач. Акцент следует сделать, как и полагается, на конкурентоспособные виды продукции. Со своей стороны власти пообещали поддержать отрасль.

Астана

Справка “НП”
В экономически развитых странах на долю машиностроительных производств приходится от 30 до 50 процентов и более общего объема выпуска промышленной продукции (в Германии - 53,6 процента, Японии - 51,5 процента, Италии - 36,4 процента, Китае - 35,2). Прибыль, получаемая от машиностроительной отрасли, обеспечивает полное техническое перевооружение всей промышленности развитых стран мира каждые 8-10 лет. При этом доля продукции машиностроения в ВВП стран Евросоюза составляет 36-45 процентов, в США - 10 процентов.
 Доля машиностроительной продукции в экспорте Японии составляет 65 процентов, США, Германии, Швеции - 45-48 процентов. В Казахстане - около одного процента.

Поделиться:

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:





Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 365 дней со дня публикации.
Наши награды    

Календарь
«    Декабрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031 


Large Visitor Globe


Архив новостей
Сентябрь 2020 (102)
Август 2020 (156)
Июль 2020 (230)
Июнь 2020 (235)
Май 2020 (204)
Апрель 2020 (163)

Голосование
Будете ли Вы оформлять подписку на сайт, если сайт станет платным


Разработано студией Neolabs Web Solution
© 2007 Новое поколение