|
Алла Иванилова
Большинство столичных жителей ежедневно после рабочего дня мчатся домой на своих “железных конях”, чтобы занять парковочное место во дворе. Как это ни смешно, но проблема паркингов превратилась в некий марафон - “кто успел, тот и встал”. И с каждым годом вопрос парковки встает все острее. Ведь ни улицы, ни дворы не спланированы под сегодняшнее количество транспорта. Понимая это, городские власти начали действовать
Сегодня в Астане зарегистрировано около 240 тысяч легковых автомобилей (на 1 августа 2013 года - 236 657). Большинство автотранспорта днюет и ночует во дворах. Если раньше были гаражные кооперативы, то сегодня это отголоски прошлого. Гаражей в Астане с каждым годом становится все меньше. Порядок в этом вопросе раньше наводили, как это ни странно, автоугонщики и грабители. Современных сигнализаций тогда не было, вот и приходилось прятать свое движимое имущество в гараже.
Переезд из гаража в паркинг пришелся не по душе большинству автовладельцев. Во-первых, за гаражами закрепился стереотип надежного, безопасного и выгодного способа хранения автомобиля и ненужных предметов - это все-таки закрытая “коробка” со стальными воротами, а современный паркинг - открытая площадка, где каждый может сделать с твоей машиной все, что душе угодно. Во-вторых, стоимость парковочных мест - от 10-20 тысяч долларов, а в элитном жилье доходит до 50 тысяч долларов - сегодня многим не по карману. Риелторы утверждают, что людям важнее найти деньги на ремонт своих апартаментов, потом купить мебель и бытовую технику. Расходы на клочок земли для своего автомобиля они оставляют на будущее. Действительно, сегодня средняя цена парковочного места составляет 50 процентов от стоимости самых дешевых квартир и 35 процентов от среднего показателя. Эти данные считаются очень высокими по сравнению с европейскими нормами, где цена машино-места не превышает, как правило, пяти процентов от стоимости квадрата квартиры.
Столичные власти уже давно пытаются навести порядок с парковками и разгрузить дворы. Была даже разработана Региональная программа развития сети автопаркингов в Астане на 2007-2009 годы и создано ТОО “Паркинг ГКХ”. Согласно данному документу, в течение 2007 года планировалось строительство 21 многоуровневого паркинга общей вместительностью 7500 машино-мест, а также 60 автопарковок и стоянок. До конца 2009 года власти обещали построить еще 55 паркингов (как в составе зданий жилого и общественного назначения, так и самостоятельных объектов) на 20 тысяч машин. Согласно подсчетам, общая сумма вложений частных инвесторов в эту программу должна была составить более 25 миллионов тенге. Однако далеко не все планы чиновников реализовались.
Самый удобный способ хранения своего автомобиля - это подземный паркинг. На Западе здания с такими паркингами начали строить с 70-х годов прошлого века. К примеру, в Германии даже в простых панельных домах обязательно строится подземный паркинг с расчетом, как минимум, одно машино-место на квартиру. В отличие от Запада, у нас подземные парковки - это, в большинстве своем, признак элитного жилья. Кстати, самые показательные паркинги - в столичных жилых комплексах “Хайвил” и “Триумф Астаны”. В старом городе, по пр. Республики немецкими специалистами был построен самый большой в Астане подземный 4-уровневый паркинг на 250 машин. Зарубежные строители использовали инновационный метод - “стена в грунте”, который защищает котлован от обрушения, а также от грунтовых вод. С помощью оборудования специалисты могут опуститься на 70 метров вниз. Данная технология применяется на территориях с плотной застройкой и позволяет сделать прочный, надежный котлован. Строительные нормы и правила (СНиП) 2002 года регламентируют работу по строительству подземных паркингов.
В свое время глава города Имангали Тасмагамбетов говорил о строительстве двух подземных паркингов на 1600 мест. Один, как планировалось, разместится под главной площадью возле Акорды, второй - за Домом министерств. Реализовывать проекты собирались с применением новых технологий, не требующих проведения значительных вскрышных работ. Но, видимо, повторять алматинский эксперимент столичные власти побоялись.
В преддверии международной специализированной выставки ЕХРО-2017 городские чиновники еще раз вернулись к вопросу парковок. Для начала решили внедрить платные автоместа. Анализ парковочной инфраструктуры показал, что наиболее острая нехватка наблюдается в старом и новом центрах столицы, а также в локальных районах вблизи крупных административных и торговых центров. Поэтому акиматом принято решение о поочередном внедрении системы платной парковки: в первую очередь, в исторически сложившемся центре, а в дальнейшем и на Левобережье. Для разработки программы организации парковок и технико-экономического обоснования (ТЭО) привлечены европейские специалисты. На первоначальном этапе дифференцированная оплата будет взиматься на территории, включающей до 20 тысяч парковочных мест вдоль проезжих частей улиц и на внутриквартальных территориях. Доходы от платных парковок будут направляться на развитие транспортной инфраструктуры города, включая строительство коммунальных паркингов. Платные парковки на правом берегу появятся уже во втором полугодии 2014 года.
Также акимат Астаны и компания VINCI Construction Grands Projets заключили меморандум о взаимопонимании и сотрудничестве в области развития паркингостроительной (транспортной) отрасли Казахстана. Документ подписали 3 марта 2013 года. Уже в текущем году планируется начать строительство трех паркингов на Левобережье, вместимость каждого - около 600 машино-мест, по ул. Достык, ул. Кунаева и по ул. Орынбор. Реализация этих проектов будет осуществляться на основе государственно-частного партнерства. Через 30 лет эти паркинги перейдут в муниципальную собственность.
Кроме того, Управление пассажирского транспорта и автомобильных дорог г. Астаны разрабатывает технико-экономическое обоснование на проектирование и строительство в районе объектов массового посещения семи паркингов: четыре - на левом берегу и три - на правом. Начало реализации данных проектов предусмотрено на 2016-2017 годы.
Помимо этого в научно-исследовательском проектном институте “Астанагенплан” подготовили проект 7-этажного крытого автопаркинга в микрорайоне “Самал”, который будет построен до 2015 года. Данный микрорайон находится в очень удобном и развитом районе столицы, однако его жители уже давно страдают из-за нехватки мест для парковки машин.
Одна из причин, почему в Астане до сих пор не решена проблема с парковками, - сами жители. Именно они, как отмечают государственные мужи, мешают строить паркинги своим негативным настроем. К примеру, планировалось построить паркинг на улице Омарова. Заменить он должен был излюбленный горожанами сквер. Естественно, такая инициатива властей пришлась не по душе многим астанчанам, которые впоследствии отвоевали право на жизнь места отдыха. Подземные паркинги пугают жителей угрозой разрушения близлежащих домов. Однако как ни пытались чиновники развенчать этот миф, рассказывая о новой технологии “стена в грунте”, им это не удалось. Поэтому прежде чем начинать широкомасштабную работу по освоению паркингов, необходимо провести информационную и разъяснительную работу с населением.
Проблема свободных мест для автомашин не только столичная, но и республиканская. Причем, как считают в Комитете дорожной полиции МВД, она достигла такого масштаба, что препятствует развитию транспортной системы Казахстана. За последние пять лет количество автомобилей в республике увеличилось наполовину и сейчас составляет около четырех миллионов. Это вызывает перегрузку дорог и рост ДТП. Министерство внутренних дел намерено законодательно обязать застройщиков сдавать в эксплуатацию дома с готовыми паркингами. Такое предложение полицейские включили в законопроект “О дорожном движении”, который уже одобрен мажилисом парламента. В проекте закона также содержатся нормы, согласно которым схемы территориального планирования и генеральные планы населенных пунктов должны предусматривать соблюдение определенного соотношения стоянок и паркингов к концентрации транспортных средств и застройки территории. Аналитики недвижимости, в свою очередь, считают, что это повлечет удорожание стоимости квадратного метра жилья.
Астана |