|
Юлиана Жихорь
Иногда пользователи интернета, обсуждающие степень богатства нашей родины, любят печально пошутить, что у нас страна такая богатая, что деньги в землю можно закапывать без счета и жалости. И сколь бы ни советовали властям считать средства с точки зрения поиска возможностей для экономии, все равно выходит подсчет в противоположную сторону. Вот и на этот раз выясняется, что Кабмин готов “закатать в асфальт” миллиарды тенге
Накануне на пленарном заседании мажилиса парламентарии одобрили ратификацию соглашения о займе между правительством РК и Азиатским банком развития на реализацию проекта реконструкции части коридора Западная Европа - Западный Китай, Шымкент - Ташкент. Сумма займа - 125 миллионов долларов. Длина реконструируемого участка - 37 километров. Софинансирование из бюджета - 22 миллиона долларов. (Будут направлены на софинансирование строительных работ и уплату налогов.)
При таких ценах один километр реконструкции дороги обходится почти в 4 миллиона (3,9) долларов.
Депутаты, как ожидалось, возмутились. “Золотые дороги! Почему так дорого?” - недоуменно воскликнул мажилисмен Розакул Халмурадов.
Министр транспорта и коммуникаций Аскар Жумагалиев сослался на международные стандарты. Мол, дорога будет прокладываться, а потому так дорого: “В Китае, в России и других странах аналогичные цены на строительство дорог данной категории”.
Но вот что интересно. Недавно парламент одобрил аналогичное соглашение с ЕБРР по реконструкции другого участка этой же дороги. Тот участок обошелся в 3,7 миллиона долларов за километр. И уже тогда при обсуждении документа в сенате слышались возгласы недовольства. “Недавно подписали соглашение по дороге Шымкент - Ташкент, там 67, по-моему, километров. Обсчитали так, я даже не представляю такие суммы, заложили в смету, и Минфин подписал соглашение: один километр шоссейной дороги - 3 миллиона 700 тысяч долларов. Это что, щебенка у нас бриллиантовая, что ли?” - обратился с вопросом к премьер-министру Ахметову тогдашний депутат сената Гани Касымов. И тогда же премьер парировал, что в Европе дороги еще дороже: “В Финляндии стоимость километра дорог - от 8 до 10 миллионов евро, в Германии примерно такая же цена. Понятно, что там и заработная плата выше, но, тем не менее, те дороги, которые сегодня у нас строятся, а мы знаем прекрасно, что это дорогое удовольствие, в том числе для государственного бюджета, для нашей страны. Мы дороги, те, которые запланировали в рамках транспортной стратегии, будем продолжать строить”.
“Продолжать строить” будут, судя по всему, несмотря на любые проявления недовольства. В том числе и сравнительные. Так, строительство бетонки (шестиполосной) Астана - Боровое в свое время обошлось в 2-3 миллиона (в зависимости от участка) за километр. То есть почти в два раза дешевле, чем сегодняшняя четырехполосная дорога. Да и развязок на боровской трассе на порядок больше, чем запланированная на участке за счет займа АБР одна (а также пять путепроводов). (К слову, депутаты уже не удержались и попросили правительство предусмотреть больше путепроводов для перегона скота.) Причем боровская трасса обладает не только разделительным ограждением, но и барьерами на обочинах.
Можно было бы сослаться на изменение курса доллара в периоды, когда велось строительство боровской трассы и нынешней. Однако разница в курсах явно не составляет 100 процентов: в 2006-2008 годах курс доллара составлял в среднем 122 тенге за доллар, сегодня - 152. То есть разница в 20 процентов по курсу. Разница же в стоимости километра - более трети.
В свое время премьер Серик Ахметов, отвечая на недоуменные вопросы депутатов, заявил: “Я вам скажу, что мы Астана - Боровое строили с 2006 года, часть дороги была в бетонном исполнении, часть - в асфальтобетонном. Ее стоимость примерно составляла от 2 до 3 миллионов (долларов. - “НП”) - это в те годы. Считайте, сколько времени прошло, с учетом инфляции и так далее”.
Получается, что в повышении стоимости одного километра строительства дороги виновата исключительно инфляция. Она с 2007 по 2012 год составила более 50 процентов. Что же касается более ранних заявлений, что у нас появилась собственная строительная индустрия (когда строили дорогу Астана - Боровое, она только зарождалась) и теперь стройка обходится (ну или должна обходиться) на порядок дешевле, то, видимо, они не более, чем рекламный трюк? Ведь стоимость строительства не то что не уменьшается, а напротив - только растет.
Астана |