|
Экономическая наука чрезвычайно полезна как форма занятости экономистов
Цифры не лгут, но цифрами - запросто
На неделе различные международные организации опубликовали свои исследования в области экономики, чем вызвали больше вопросов, нежели дали ответов. Всемирный банк (ВБ) исследовал состояние экономик стран постсоветского пространства, а Всемирный экономический форум (ВЭФ) представил отчет по глобальной конкурентоспособности.
Оба исследования были освещены у нас весьма по-разному, и это понятно. Если в оценках ВЭФ мы поднимаемся все выше и выше и на этот раз значительно улучшили свои показатели, переместившись с 51-го на 50-е место в рейтинге конкурентоспособности, то вот по мнению ВБ наша экономика выглядит куда менее перспективно.
Поэтому о том, что они живут в одной из самых конкурентоспособных стран мира, сограждане узнали повсеместно, тогда как о том, что мы по-прежнему отсталые и отнюдь не конкурентоспособные, не узнали вовсе. А вот кто из международных экспертов прав или не совсем прав - об этом никто из наших доморощенных аналитиков ничего не сказал, хотя от них ждали что-то, как всегда, умное и глубокое.
Между тем задуматься есть о чем. ВЭФ считает нашу экономику стабильной в свете макроэкономических показателей и обладающей “гибким и эффективным рынком труда”, что весьма любопытно - откуда они это взяли? Тогда как проблемными назвали начальное образование (?), здравоохранение и инновации в нашу промышленность.
А вот ВБ видит в казахстанской экономике типичную модель сырьевого государства, в котором на добывающий сектор приходится около 70 процентов ВВП. И доходы от экспорта сырья не помогают нам создавать физический, человеческий и институциональный капитал. Иными словами, мы все свое сырье просто проедаем.
Любопытно и такое, например, место в исследовании экспертов ВБ: “Спрос на сервис и инфраструктуру растет по мере того, как богатеет население. В 2000-е годы это начало происходить в странах Евразии. Однако инфраструктура не выдерживает роста спроса. Население начинает покупать дачи и автомобили, быстро растет интенсивность дорожного движения. Дороги не справляются с нагрузкой: увеличивается количество пробок, дороги быстрее изнашиваются, загрязнение воздуха растет и возникают другие проблемы”.
Картинка, надо сказать, весьма и весьма реалистичная, не так ли?
Инфраструктура, созданная в советское время, стремительно изнашивается, и к 2030 году нам необходимо обновить или капитально отремонтировать половину всего, что нам в изобилии досталось в наследство от СССР. То есть это надо было начинать делать еще позавчера или уж во всяком случае вчера. Тогда как и сегодня никто всерьез этим в должных масштабах не занимается.
Иными словами, государство, которое, по мнению ВЭФ, входит-таки в число пятидесяти самых конкурентоспособных стран мира, является, по оценкам ВБ, одним из самых отсталых в смысле развития своих институтов и даже по состоянию и степени изношенности своей инфраструктуры. Как такое можно сопрячь? И что такое тогда конкурентоспособность, если не эффективное управление экономикой, чего, по свидетельству ВБ, у нас, мягко говоря, просто нет?
Более того, как отмечают эксперты ВБ: “Чем выше рента от природных ресурсов, тем ниже запасы капитала в стране”. Парадокс? Да нет, закономерность всех сырьевых стран, в которых экономическое руководство неэффективно и стремится не к формированию современной экономической политики, а к латанию бюджетных дыр с помощью того же сырьевого экспорта.
Что же касается запасов капитала в стране, то нынешний год уже более чем наглядно продемонстрировал нам и крах пенсионной системы, и прочие инициативы правительства по поиску денег для пополнения скудеющего бюджета. Так что, кому верить - Всемирному банку или Всемирному экономическому форуму - это, как говорится, даже не вопрос темперамента. |