|
Ботагоз Омар
Казахстан пригласили вступить в Центр развивающихся стран, не имеющих выхода к морю. Несмотря на то, что эта инициатива берет начало с 2003 года именно с Алматинской декларации, в этом вопросе пока наибольшую активность проявляет Монголия, которая продвигает его на уровне Организации объединенных наций
В среду послы ряда государств вручили президенту Казахстана Нурсултану Назарбаеву верительные грамоты. Как сообщил после официальной церемонии Чрезвычайный и Полномочный Посол Монголии в РК Жагир Сухээ, наши страны входят в группу государств, не имеющих выхода к морю. “Мы успешно взаимодействуем в этом направлении. В целях внесения конкретного вклада в реализацию положений Алматинской декларации Монголия инициировала создание Международного исследовательского центра развивающихся стран без выхода к морю и пользуется поддержкой многих стран. Поэтому мы призываем и приглашаем РК присоединиться к многостороннему соглашению по созданию данного центра”, - сказал дипломат.
Как известно, в мире насчитывается 30 государств, не имеющих выхода к морю. Из них 12 расположены в регионе ЭСКАТО (Экономической и социальной комиссии ООН для Азии и Тихого океана), куда более 20 лет назад присоединилась и наша страна.
Эта организация инициирует принятие межправительственных соглашений по сети азиатских автомобильных и трансазиатских железных дорог, разрабатывает карты сетей авто и железнодорожных веток для специальной программы экономик Центральной Азии, содействует развитию сети комплексных интермодальных перевозок в Азии. Параллельно с этим эта организация оказывает помощь развивающимся странам, не имеющим выхода к морю, по вступлению в ВТО, содействует облегчению выхода на рынки для экспорта этой категории стран, а также занимается рационализацией и согласованием потоков торговой информации, проходящей по электронным системам по принципу “одного окна”.
Кроме этого с августа 2003 года, после принятия Алматинской декларации, ООН серьезно признала необходимость решения вопросов развивающихся стран, не имеющих выхода к морю, на международном уровне. Тогда как до этого периода проблемы данной группы стран игнорировались.
Идея о необходимости усиления аналитического потенциала не имеющих выхода к морю развивающихся стран путем создания международного аналитического центра была впервые представлена президентом Монголии на первом саммите не имеющих выхода к морю развивающихся стран в Гаване в 2006 году. Полноценная резолюция о поддержке создания такого центра была принята на 65-й сессии ЭСКАТО в апреле 2009 года. В июле 2009 года он был создан в Улан-Баторе.
Кроме логистических барьеров отсутствие прямого выхода к морю мешает нашей стране улучшить показатели в мировых рейтингах. К примеру, Всемирный банк ведет расчеты для казахстанского экспорта и импорта по морским портам Китая. Именно это стало главной причиной того, что, по итогам исследования Doing Business 2013, по индикатору “Международная торговля” мы занимаем 183-е место, что на 7 пунктов ниже, чем было в 2012 году.
Как мы уже писали в материале “Море как средство поднятия рейтинга” 26 июля 2013 года, заместитель главы таможенного департамента Игорь Тен утверждает, что данный показатель определяется только по уровню развития морских перевозок. “Очевидно, что в Казахстане, не имеющем выхода к морю (порт в городе Актау не принимается во внимание), повлиять на издержки перевозки от ближайшего морского порта возможно лишь частично, только на ту часть пути, которая проходит по территории Казахстана”, - сообщил Игорь Тен.
В этой связи он добавил, что такие факторы, как количество документов, затраты времени и стоимость перевозки, не подвластны администрированию со стороны казахстанской таможни полностью, так как включают в себя требования всей цепи поставки товара от морских портов, включая требования администрации этих портов (находящихся в Китае), до пункта назначения (в городе Алматы).
“Учитывая, что цепь поставки включает в себя не только требования различных казахстанских министерств и ведомств, банков, экспедиторов, брокеров, складских комплексов, производящих терминальную обработку, но и, по признанию экспертов Всемирного банка, требования администрации морских портов Китая, а также китайской таможенной службы, показатель “Международная торговля” дает представление об уровне сложности доставки товара морским транспортом в комплексе. Поэтому сделать выводы о реальном уровне таможенного администрирования и качестве таможенной очистки в Казахстане на основе данного показателя невозможно”, - резюмировал заместитель председателя Комитета таможенного контроля Министерства финансов РК.
В то же время есть страны, для которых отсутствие прямого выхода к морю не послужило препятствием для развития экономики. К их числу относится Швейцария, которая нисколько не страдает из-за своего географического расположения, позиционируя его как позитивное испытание и стимул для поиска творческих решений в рамках транспортной, экономической и торговой политики.
В чем же секрет швейцарского чуда? В результате активного строительства железнодорожных путей и открытия в 1882 году Сен-Готардского туннеля, а также благодаря свободному судоходству по Рейну эта европейская страна очень рано получила выход к морю и стала важной точкой транзита через Альпы в направлении север - юг. В ходе двух мировых войн начался переход к экономике, основанной на обслуживании. Вовремя сориентировавшись в новых условиях, эта страна смогла стать одним из крупнейших экспортеров коммерческих услуг, на которые в 2000 году приходилось 32,9 процента от общего экспорта товаров и услуг. Швейцарии удалось создать экономические сектора, которые, несмотря на отсутствие выхода к морю, функционируют очень эффективно. Эта страна известна не только марками часов, шоколада и сыра, но также машин, лифтов, эскалаторов, сложной современной техники, фармацевтических и биотехнологических товаров и упаковочного оборудования.
Как говорится в докладе Евразийской экономической комиссии ООН, составные элементы такого успеха являются конкретно швейцарскими и не всегда могут быть воспроизведены в других регионах или других странах мира. Однако они заслуживают более пристального внимания, поскольку могут подсказать полезные идеи другим странам, не имеющим выхода к морю.
Астана |