|
Алан Байтенов
Ситуация с арестом счетов Генерального консульства Российской Федерации развивается по предполагаемому сценарию. На днях стало известно, что МИД России отправил ноту нашему внешнеполитическому ведомству с предложением провести дополнительное разбирательство по этому, как оказалось, достаточно сложному делу. Естественно, что пока о выплатах, согласно постановлению суда (в установленном объеме), не идет и речи.
Напомним, что в начале августа Специальный межрайонный экономический суд (СМЭС) Алматы арестовал счета Генерального консульства Российской Федерации. Причиной послужил иск Токтагула Шарипова, который требует возмещение морального и материального ущерба, что возник при пожаре в доме. Этот дом, по словам Шарипова, еще в 2007 году арендовал Генеральный консул РФ Рашид Ибрагимов. К слову, МИД РФ назвал действия нашего суда неправомерными и указал, что приложит все усилия для выхода из сложившейся ситуации. Сумма, которую в свое время арестовал суд, равна примерно 196 миллионам тенге. Что по актуальному курсу составляет более 1,2 миллиона долларов США...
“Со стороны Казахстана - страны, которая является нашим союзником по Таможенному союзу, - мы такого недружественного акта не ожидали”, - цитируют представители информагентств управляющего Генеральным консульством Российской Федерации в Алматы Дмитрия Игнатьева. В продолжение темы господин Игнатьев сообщил, что состоялся разговор глав двух ведомств Казахстана и России “Он (глава МИД РФ Сергей Лавров. - “НП”) попросил своего коллегу срочно вмешаться и не допустить дальнейшей эскалации проблемы. Было сказано, что в случае непринятия этих мер Россия готова принять какие-то аналогичные “зеркальные” меры. Но мы очень просили не доводить до этой ситуации”, - отмечает господин Игнатьев в материале, опубликованном “Интерфакс-Казахстан”. На момент подготовки материала официальная позиция МИДа Казахстана не известна.
Однако обо всем по порядку. Все началось с того, что на одном из новостных порталов Казахстана было опубликовано сообщение со ссылкой на заместителя начальника департамента по исполнению судебных актов по городу Алматы Берикбола Саменова. Из сообщения было ясно - в начале августа СМЭС Алматы арестовал счета Генерального консульства РФ. Причиной послужил иск со стороны Токтагула Шарипова. По его словам, Генконсульство России с 2005 года арендовало у него дом. Эта недвижимость позже использовалась как резиденция Генконсула России в Казахстане Рашида Ибрагимова. Далее, как уже знает читатель, 11 сентября 2007 года там произошел пожар, который, согласно официальным сообщениям, уничтожил второй этаж и крышу здания.
Пожар благополучно потушили, и все обошлось без пострадавших физически. Однако началось судебное разбирательство, которое продолжалось около 6 лет. В конечном итоге суд встал на сторону соотечественника и постановил взыскать с Генконсульства РФ сумму, равную 194 миллионам тенге. Оставшиеся примерно 2 миллиона тенге - государственная пошлина при подаче иска в суд. Решение было вынесено в марте 2012 года. И, по словам Шарипова, все было в порядке - господин Ибрагимов обещал возместить указанный ущерб и попросил немного времени. Что дает основание полагать - оппонент истца согласился с решением суда. Однако позже Ибрагимов покинул Казахстан - официально перешел на новое место работы. Собственно, это и стало причиной ареста счетов.
|
Далее последовала реакция МИДа РФ, где было сказано: “Рассматриваем указанные действия по исполнению решения местного суда как неправомерные, идущие вразрез с международно-правовым принципом неприкосновенности имущества дипломатического представительства, вне зависимости от того, есть ли на то основания, в данном случае - признанный судом ущерб. Будем настойчиво добиваться от МИДа Казахстана принципиальной правовой оценки происходящего с тем, чтобы исправить ситуацию в разумные сроки”. СМЭС, по всей видимости, принял во внимание это и в начале недели снял арест. Оказалось, что на счетах Генконсульства России в этот момент находилось только 11 миллионов тенге. Об этом сказал сам Дмитрий Игнатьев.
“Сумма ущерба превышена в сто крат”, - отмечает на специальном брифинге Игнатьев, по всей видимости, предполагая, что кто-то решил нагреть руки на удобном резонансном деле. Далее он отметил, что в 2007 году сгорела часть мансарды и ущерб российской стороной был оценен в 20-30 тысяч долларов США. Истец был не согласен с таким определением суммы ущерба и решил обратиться в суд. Что было дальше, мы уже знаем.
В этом не очень приятном деле множество вопросов. С одной стороны, сумма ущерба - более 1 миллиона долларов США. С другой стороны - вроде как согласие представителей РФ с решением суда - напомним, что оно было вынесено в марте 2012 года и опротестовано не было. Далее - в сообщении от 11 сентября 2007 года о случившемся пожаре сказано: объект не является экстерриториальным, то есть можно предположить, что споры по нему ведутся по законам нашей страны. А также касательно иммунитета господина Ибрагимова - по словам Шарипова: “В международных конвенциях (Консульская, Венская, ООН) сказано: дипломаты пользуются иммунитетом - кроме исков по недвижимости и иных вещных исков...”
В общем, дело, можно сказать, темное и тягучее - в данный момент будет создана дополнительная комиссия, которая продолжит разбирательство. Сколько на это понадобится времени - неизвестно. Однако здесь, наверное, важно другое - как же так получилось, что из-за, по сути, мелких житейских проблем имя нашего стратегического партнера и просто мощной державы упоминают в негативном свете практически все СМИ - и наши, и их (это происходит невольно - достаточно рассказать о конфликте). Да еще и по такому поводу. Не является ли это серьезным упущением в работе? Но есть и другое - дипломатический иммунитет. Конечно, он должен включаться, если речь идет о “почтенном” проколе - например, поймали на передаче секретных документов. Но ведь сейчас совершенно иной случай - бытовая, мелкая и, можно сказать, личная проблема. Как, например, можно защищать своего дипломата, если он, к примеру, попался за рулем в нетрезвом виде и серьезно нарушил закон страны, где работает. Или совершил еще что похуже и исключительно по своей воле. Такой случай, наоборот, только отбросит тень на покровительствующее ему государство. |