Ботагоз Омар
Каждый год экономика Казахстана теряет от 4 до 8 миллиардов американских долларов, которые можно сберечь, внедряя энергоэффективные технологии. Как показывает детальный анализ, здесь основной упор надо сделать на три основных сектора: энергетику и промышленность, транспорт и сектор ЖКХ. На этой неделе Кабмин принял детальную программу по реализации политики энергосбережения, и теперь ее эффективность зависит от того, насколько ответственно к ее внедрению подойдут в регионах
Наша страна занимает второе место в мире по энергоемкости экономики. По информации компании Enerdata, которая является техническим координатором программы Европейского союза, в этом рейтинге нас опережает Узбекистан. Кроме того, в первую пятерку “лидеров” входят Украина, Нигерия и Россия.
Внутри страны жилой сектор является третьим крупнейшим потребителем тепло- и электроэнергии после производственного и энергетического секторов.
В этой связи в правительстве решили сделать особый упор на трех ключевых секторах экономики: энергетика и промышленность (где потенциал снижения энергоемкости оценивается в 40 процентов), транспорт (35 процентов) и сектор ЖКХ (включая здания, которые относятся к бюджетным учреждениям) - 25 процентов.
Программа “Энергосбережение-2020” включает новые и кардинальные подходы по девяти направлениям. По словам вице-министра индустрии и новых технологий Нурлана Сауранбаева, для энергоэффективной промышленности необходима реализация комплекса мер по обязательному повышению энергоэффективности промышленных предприятий на 30 процентов.
В рамках направления “инновационная энергетика” планируется предусмотреть комплекс мер по снижению удельных расходов на выработку электроэнергии на 14 процентов, “энергоэффективное ЖКХ” - внедрить масштабные комплексные программы повышения энергоэффективности в ЖКХ, снизив удельное энергопотребление на 30 процентов на каждый квадратный метр площади, “энергоэффективное строительство” предполагает пересмотр и ужесточение всех строительных норм и правил и обеспечение энергоэффективного строительства с 2015 года, “энергоэффективный транспорт” будет стимулировать к обновлению парка воздушных судов и железнодорожных локомотивов, а население будет ориентировано на пересаживание на “малолитражки”, будут предусмотрены меры для стимулирования казахстанцев к покупке экономичных автомобилей со снижением потребления топлива на 30 процентов.
Отдельно выделяются такие направления, как энергоэффективный бюджетный сектор (реализация комплексных программ повышения энергоэффективности бюджетных учреждений со снижением потребления энергоресурсов бюджетным сектором до 25 процентов к 2020 году), энергоэффективное освещение (поэтапный переход на светодиодное освещение, модернизация уличного освещения в городах и населенных пунктах, сокращение потребления электроэнергии в стране сектором освещения на 60 процентов), энергоэффективное общество (общественный мониторинг за реализацией программ энергосбережения местных исполнительных органов и предприятий, пропаганда энергосбережения, подготовка кадров в области энергосбережения) и “экономная оплата” - формирование бережливой модели потребления энергоресурсов у населения.
В отношении последнего в стране до конца этого года планируют завершить строительство трех центров энергоэффективности в Астане, Алматы и Актобе. В следующем году будут проводить работы по их оснащению. По словам вице-министра регионального развития Каирбека Ускенбаева, они создаются в целях создания площадки для демонстрации и продвижения энергосберегающих и энергоэффективных технологий и материалов.
Однако эти центры запускаются со значительным отставанием: они должны были быть введены уже в первом полугодии текущего года, а потому он потребовал взять этот вопрос на контроль.
Как мы уже писали в предыдущих номерах (материал “Украсть было бы честнее” от 23 августа 2013 года), Программа модернизации жилищно-коммунального хозяйства в регионах внедряется недостаточно эффективно. Некоторые акимы и вовсе забыли о ее предназначении, которое заключается в снижении энергопотребления. Как мы писали в материале “Трехэтажные ожидания” от 1 ноября 2011 года, даже на первых этапах ее реализации зафиксировали случаи, когда в Астане на ремонт 27-квартирного трехэтажного здания потратили 33 миллиона тенге, которых хватило лишь на текущий ремонт и замену котла (без установки автоматизированного теплового пункта).
Остается только надеяться, что в последующие годы местные органы власти проведут “работу над ошибками” в отношении термомодернизации ЖКХ, и работа в “перезагрузке” транспортной сферы, промышленности и энергетики будет более динамичной. А не просто для “галочки” в преддверии предстоящего проведения выставки EXPO-2017.
Астана |