|
Светлана Фельде
- Капитан Джек Воробей, вы самый жалкий пират, о каком я когда-либо слышал!
- Но вы обо мне слышали.
Из фильма “Пираты Карибского моря”
Кто такие пираты, если покопаться в словарях? Вот что я нашла: пираты - морские (или речные) разбойники. Слово “пират” происходит, в свою очередь, от греческого “пробовать, испытывать”. Таким образом, смысл слова будет “пытающий счастья”, джентльмен удачи, игрок. Этимология свидетельствует, насколько зыбкой была с самого начала граница между профессиями мореплавателя и пирата. Слово вошло в обиход примерно в четвертом веке до нашей эры, а до того применялось понятие “лэйстэс”, известное еще Гомеру и тесно связанное с такими понятиями, как грабеж, убийство, добыча.
Обо всем этом я думала, когда несколько дней назад на пешеходной зоне молодой человек ну совершенно НЕ пиратского вида спросил, не хочу ли я взять почитать газетку их пиратской партии. Любопытство - не порок, поэтому газетку я взяла, называется она, кстати, “Компас”. А в качестве девиза - “Темы, которые приводят в движение пиратов”.
Напомню - Партия пиратов в Германии основана 10 сентября 2006 года в Берлине по образцу шведской Piratpartiet, как партия постиндустриального информационного общества. Провозглашает цель - содействие свободным знаниям, свободной культуре и исповедует принцип прозрачности государственных служб, а не прозрачности граждан.
Изучив газету “Компас”, я поняла, что “пираты” - люди разносторонние, ни к чему в этом мире и обществе не остающиеся равнодушными. Они, например, предлагают радикальным образом перестроить социальную систему страны, введя гарантированный минимум для всех граждан государства - вне зависимости от того, работают они или нет. Идея, конечно, классная, подозреваю, что все активисты пиратов - безработные. Иначе вряд ли бы человеку, вкалывающему на стройке или в поле, понравилась бы такая идея - все равны в деньгах. И те, кто таскает кирпичи, и те, кто спит до двенадцати дня и до трех ночи пялится в телевизор от безделья. Или, например, пираты - за бесплатный проезд в общественном транспорте. “А на что содержать этот транспорт и водителей? И кто оплатит эту бесплатность?” - поинтересовалась я у молодого пирата с пешеходной зоны. Он пожал плечами.
Еще пираты приняли программу, предполагающую отказ от атомной энергетики в течение трех лет. А еще у них есть обширная предвыборная программа, затрагивающая такие темы, как пенсионная и внешняя политика, охрана окружающей среды и защита потребителей. Правда, до сих пор нет четкой позиции по этим вопросам у искателей приключений. Они упорно отказываются от политических ярлыков. “Мы и левые, и правые, и “зеленые”, и какие угодно”, - сказал мне молодой человек, вручивший “Компас”. Многие критики упрекают их в терпимости к правым радикалам, а также в марксистском уклоне. Сами пиратствующие уклончиво реагируют на критику: “Не знаем, мы еще не сформировали мнения на эту тему”.
Лично меня удивляет, что на этом фоне - “не знаю, не уверен, нужно подумать” - директор института изучения общественного мнения Forsa Манфред Гюльнер считает пиратов протестной партией. И даже, считаю, одаривает комплиментами. “В отлакированные фразы политиков никто больше не верит, - говорит он. - А “пираты” представляют некую платформу для выражения протеста”.
Всего по Германии на сегодня зарегистрировано 28 тысяч членов партии. Стать членом Партии пиратов просто - необходимо лишь щелкнуть мышкой. Но в отличие от других партий каждый “пират” может выдвинуть свою собственную кандидатуру на один из руководящих постов, вне зависимости от того, состоит он в партии пять минут или пять лет.
Решения у “пиратов”, кстати, принимаются не партийным руководством, а всеми желающими после обсуждения и голосования в интернете. Большинство интернет-пользователей всегда найдут верное решение, уверены “пираты”, делая ставку на так называемый “коллективный разум”.
В общем, какое-то все общее, размытое, расплывчатое. Ни о чем и обо всем понемногу - такое впечатление сложилось у меня после изучения газеты “Компас”. И партия, точнее, ее корабль, кажется мне, мчится к выборам без компаса, руля, парусов и толкового капитана. Тем не менее сторонников у партии становится все больше. Почему - вопрос, конечно, интересный.
“Я знаю, Джимми, вы хотели бы быть пиратом, но в наше время это невозможно. Вам хочется командовать фрегатом, носить ботфорты, плащ, кольцо с агатом, вам жизни хочется опасной и тревожной...” - пел когда-то Александр Вертинский. Признайтесь, а кто из вас в детстве не хотел быть отважным морским разбойником? Романтика, приключения, свобода и море - такой коктейль может смутить не только юные умы. Многие еще в отрочестве зачитали до дыр “Остров сокровищ” и “Одиссею капитана Блада”, придумывая совершенно сумасшедшие игры про пиратов. Мы выросли, а любовь к морской романтике осталась, и теперь приходится ее компенсировать разнообразными морскими приборами на стенах, подарочными изданиями эпопеи “Пираты Карибского моря”, тематическими компьютерными играми, а в особо тяжких случаях - костюмом, как у Джека Спэрроу на Хэллоуин (хотя особые оригиналы предпочтут Дэйви Джонса), и вступлением в члены пиратской партии.
Подозреваю, что на уровне подсознания харизматичный Джек Спэрроу (Воробей) в исполнении неподражаемого Джонни Деппа, наверное, один из самых веских поводов последнего времени, чтобы любить пиратов.
“Признайтесь, вам ведь нравятся “плохие парни”?!” - спросила я продавца “Компаса”.
“Еще как!” - воскликнул он.
На этом разрешите откланяться. Надеюсь, в стране все будет хорошо - так, по крайней мере, говорит свежий ветер с моря. Пойду, выпью рому... |