|
Алан Байтенов
Арестованы счета Генерального консульства Российской Федерации в Алматы. Вчера МИД России прокомментировал ситуацию, указав, что “рассматривает указанные действия по исполнению решения местного суда как неправомерные”, и добавил: приложит все усилия для того, чтобы ситуация разрешилась в “разумные сроки”. Сумма, которую арестовал на счетах Специализированный межрайонный суд Алматы, равна 196 миллионам тенге.
Это произошло в среду - портал Tengrinews сообщил, со ссылкой на заместителя начальника департамента по исполнению судебных актов по городу Алматы Берикбола Саменова, что счета Генерального консульства РФ арестованы на сумму более 196 миллионов тенге. Причина - судебный иск, который был подан неким Токтагулом Шариповым. По его версии, российское дипломатическое представительство с 2005 года арендовало у него дом. Особняк использовался как резиденция Генконсула России в Казахстане Рашида Ибрагимова. Далее 11 сентября 2007 года там произошел пожар, который уничтожил второй этаж и крышу здания. Так как договор аренды был заключен с дипломатическим представительством, именно оно выступало ответчиком по иску. Судебное разбирательство продолжалось около 6 лет, но в конечном итоге суд встал на сторону Шарипова и постановил взыскать с Генконсульства РФ сумму, равную 194 миллионам тенге, что должна была покрыть издержки пострадавшего. Кроме того, судебным решением предписана оплата государственной пошлины при подаче иска в суд в размере 1 942 872 тенге.
Решение было вынесено в марте 2012 года. И вначале, по словам Токтагула Шарипова, все было нормально - господин Ибрагимов обещал возместить ущерб в предписанные судом сроки, правда, попросил дать “немного времени”. Однако позже он покинул Казахстан в связи с переходом на другое место работы. Тем самым можно предположить, что деньги истец так и не получил. Что, собственно, и стало поводом для дальнейшего разбирательства, итогом которого и стал арест счетов Генерального консульства Российский Федерации в Алматы.
Эта ситуация, конечно же, не осталась без внимания МИД РФ. Вчера на сайте ведомства был опубликован официальный ответ на просьбу ИА REGNUM прокомментировать ситуацию. В МИДе подтвердили “факт наложения ареста на счет Российского консульства”. При этом было добавлено, что пожар произошел в здании, в котором изначально располагалось здание Генконсульства РФ. Также из сообщения ясно, что арест был наложен еще в начале августа и в данный момент идет работа по нейтрализации сложившегося напряжения: “Этим вопросом сейчас вплотную занимаются МИД России и МИД Казахстана”.
В то же время МИД РФ считает действия суда неправомерными: “Рассматриваем указанные действия по исполнению решения местного суда как неправомерные, идущие вразрез с международно-правовым принципом неприкосновенности имущества дипломатического представительства, вне зависимости от того, есть ли на то основания, в данном случае - признанный судом ущерб. Будем настойчиво добиваться от МИД Казахстана принципиальной правовой оценки происходящего с тем, чтобы исправить ситуацию в разумные сроки. Речь идет о соблюдении государством-участником обязательств по Венской конвенции о консульских сношениях 1963 года. И норм общего международного права, кодифицированных в Конвенции о юрисдикционных иммунитетах государств и их собственности, принятой Генассамблеей ООН 2 декабря 2004 года”.
Продолжая тему, ведомство напомнило, что “в соответствии с международным правом на каждом государстве лежит особая обязанность обеспечивать условия для нормальной работы иностранных дипломатических представительств и консульских учреждений, аккредитованных на его территории”.
Если поднять архивы, видно, что дело непростое. Как отмечал сам Шарипов, стороны никак не могли прийти к согласию - представители дипломатического представительства указывали на неисправную проводку, а эксперты утверждали обратное, что, собственно, и означало - пожар произошел по вине жильцов. Судебное разбирательство, повторимся, шло 6 лет. Но и после, казалось бы, той самой окончательной бумажки дело не разрешилось и требует дополнительных времени и средств. К слову, на момент публикации официальная позиция МИД Казахстана по этому вопросу еще не известна.
“НП” продолжит следить за развитием ситуации и держать читателя в курсе. |