Ботагоз Омар
В Казахстане планируют повысить ставки налога на автомобили с объемом двигателя от 3 до 4 тысяч кубических сантиметров. Если сегодня в этом диапазоне автовладельцы платят не выше 15 месячных расчетных показателей (МРП), то теперь для них ежегодное фискальное обслуживание авто будет обходиться от 35 до 66 МРП. Но для машин с объемом свыше 4 тысяч кубических сантиметров ставка останется на прежнем уровне - 117 МРП.
Наряду с этим в стране планируют отменить льготы при оплате налогов на транспорт и почти десятикратно повысить ставку по грузовым автомобилям, которая может достигнуть 100 МРП (против нынешних 9)
О необходимости отмены льгот при оплате налога на автомобили представительского класса в своих депутатских запросах нередко говорили народные избранники. Так, по подсчетам депутата мажилиса Мухтара Тиникеева, в Казахстане насчитывается 50,3 тысячи автомобилей, у которых объем двигателя превышает 4 тысячи кубических сантиметров. “На этот автомобиль уплачивается налог в среднем в размере 165 тысяч тенге. Не секрет, что многие из этих автомобилей переписаны на ветеранов или инвалидов. Если эти 50 тысяч 356 автомобилей умножить на 165 тысяч тенге, доходная часть бюджета получится 8,31 миллиарда тенге”, - сделал вывод мажилисмен.
Он пояснил, что сегодня плательщиками налога на транспорт не являются ветераны и лица, приравненные к ним, лица, награжденные орденами и медалями бывшего СССР, “тыловики”, инвалиды, имеющие по одному транспортному средству, Герои Советского Союза и Социалистического Труда, многодетные матери. Именно эта группа лиц освобождена от налога на транспортные средства. “Однако этим правом пользуются небедные люди, оформляя свое транспортное средство на таких родственников. Инвалиды и ветераны могут пользоваться и другими хорошими авто, объем двигателя которых менее 4 кубических сантиметров”, - считает депутат.
В ходе онлайн-конференции ИА BNews.kz аналогичную точку зрения высказал и министр финансов Болат Жамишев. “Во-первых, нужно определиться, что такое роскошь. У нас ставки налога на транспорт начисляются в зависимости от объема двигателя. Налог на машины объемом 4 литра намного выше, чем на машины объемом 3 литра. Это тоже своего рода роскошь, так как легковые машины объемом 4 литра довольно дорогие. Из законодательства нужно убрать пункт о том, что кто-то может пользоваться налоговыми льготами, инвалиды, участники ВОВ, поскольку здесь происходит арбитраж”, - сообщил он, добавив, что в стране нет необходимости вводить специальный налог на роскошь.
Министерство экономики и бюджетного планирования уже в сентябре планирует представить в мажилис законопроект “О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам налогообложения”, в котором предусматривается отмена льгот при оплате налога на транспорт. “Если сегодня автовладельцы с объемом авто от 3 до 4 тысяч кубических сантиметров платят 15 МРП, то теперь ежегодная налоговая ставка в этом диапазоне будет идти по трем уровням: с объемом двигателя от 3000 до 3200 кубических сантиметров включительно - 35 МРП; от 3200 до 3500 кубических сантиметров включительно - 46 МРП; от 3500 до 4000 включительно - 66 МРП”, - сообщил в комментарии “НП” эксперт управления непроизводственных платежей Налогового комитета Министерства финансов РК Даулет Жарылгасинов.
Он добавил, что для авто с объемом двигателя свыше 4 тысяч кубических сантиметров ставка не изменится, а останется на прежнем уровне и будет составлять 117 МРП. Кроме того, в вышеуказанном законопроекте по инициативе Министерства транспорта и коммуникаций планируется поднять ставки налога на транспорт по грузовым автомобилям грузоподъемностью от 10 до 15 тонн включительно до 15 МРП, а грузоподъемностью свыше 15 тонн - до 100 МРП (тогда как сейчас предельная ставка на грузовые авто свыше 5 тонн составляет 9 МРП).
Вместе с тем не исключено, что последняя инициатива может вызвать недовольство среди населения. Так как этот шаг главного транспортного ведомства страны коснется каждого казахстанца и может сказаться на стоимости цен на услуги автоперевозчиков, что, в свою очередь, может сказаться на стоимости товаров народного потребления.
Астана |