|
Алла Иванилова
Сегодня строить и ремонтировать отечественные дороги мешает дороговизна и нехватка трех составляющих - битума, дизтоплива и бензина. В Минтранскоме уверены: обеспечив бесперебойную поставку этих недостающих “элементов”, можно проложить дороги и привести в порядок все магистрали в республике
За последние семь лет на развитие автодорожной отрасли, включая местную сеть, из госказны было выделено 420 миллиардов тенге и подвергнуто реконструкции и различным видам ремонта 22 тысячи километров дорог. На начало текущего года из 93 тысяч километров дорог общего пользования в хорошем и удовлетворительном состоянии находятся 52 тысячи, или 55 процентов.
Отрадно, что в текущем году финансирование автодорог областными бюджетами увеличено почти вдвое. В регионах будет отремонтировано более двух тысяч километров дорожного полотна. Однако отдельные акиматы уже сейчас неэффективно используют “выбитые” с трудом у республиканской бюджетной комиссии деньги.
В текущем году из республиканского бюджета на развитие автодорог предусмотрено более 127 миллиардов тенге. При этом, как пообещали в Министерстве транспорта и коммуникаций, к концу года по объектам строительства и реконструкции планируется сдать в эксплуатацию 812 километров.
В первую очередь государственные деньги идут на развитие международных транзитных коридоров. Как отметил глава Минтранскома Серик Ахметов: “Основным объектом текущего года является первая скоростная магистраль Астана - Щучинск”. В октябре текущего года планируется открыть движение на всех шести полосах магистрали, а в следующем году полностью завершить строительство данного объекта, именно к этому времени и будет внедрен платный проезд.
При этом, как и предупреждали власти, за проезд по новой дороге придется платить всем. По предварительным экспертным расчетам, сумма сборов в среднем за год будет составлять порядка 5,4 миллиарда тенге, а затраты на содержание - 534 миллиона тенге. Как пообещал Серик Ахметов: “Средства от пользователей в полном объеме будут поступать в республиканский бюджет, и содержание дороги будет осуществляться за счет части вырученных средств”.
|
Вот и терпим. Что остается? |
Однако с вводом в эксплуатацию первого участка автобана возникает вопрос по его содержанию уже в предстоящую зиму. РГП “Казахавтодор” не в состоянии обеспечить бесперебойный проезд в зимний период и должный уровень содержания новой автомагистрали. Понятное дело, что, хоть и будет внедрена плата за проезд по новой автомагистрали, вырученных за пару месяцев денег все равно не хватит, чтобы купить технику.
В этой связи министр транспорта и коммуникаций предлагает выделить из резерва правительства 1,2 миллиарда тенге для покупки 9 единиц дорожно-эксплуатацинной техники для зимнего содержания.
Есть и другая проблема - размещение объектов придорожного сервиса вдоль магистрали Астана - Щучинск. Следуя международным стандартам, дорога задумана таким образом, что вдоль трассы будет построено три современных сервисных комплекса. При этом придется снести существующие сегодня вдоль трассы заправки и забегаловки.
Кроме того, акимат Акмолинской области в свое время дал добро на выделение некоторых участков, попадающих в “красный квадрат”. Как сообщил аким региона Александр Рау: “12 участков уже расторгнуто. 30 участков, по которым работы не начаты, находятся в стадии расторжения”. Однако справедливости ради областной глава отметил, что многие земельные наделы были выделены, когда идея расширить дорогу, ведущую в Щучинск, еще не пришла в головы чиновников. При этом Александр Рау не совсем согласен с главой Минтранскома и считает, что “не может дорога быть абсолютно без сервиса”. Он предложил, чтобы “на 18 проектных съездах, пока проект не будет построен”, останутся объекты.
Более того, глава Акмолинской области намерен на 170 километре организовать еще один сервисный пункт, мотивируя это тем, что “на 80 километрах там ни одного объекта сервиса нет”. Аким региона также пообещал премьеру, что постарается задействовать, как минимум, средства из бюджета, “если что-то нужно будет выкупить”.
Но самый крупный проект дорожной отрасли, реализация которого уже начата, это международный транзитный коридор “Западная Европа - Западный Китай”. С прошлого года ведутся работы на отдельных участках коридора, в частности, на отрезке Карабутак - Иргиз - граница Кызылординской области протяженностью 215 километров. В текущем году 12 проектными организациями разрабатывается проектно-сметная документация на реконструкцию оставшихся участков протяженностью 1882 километра.
Однако не все так гладко на казахстанских дорогах. Сейчас, как никогда, ощущается острая необходимость в производстве собственного битума. В настоящее время мы покупаем этот продукт у россиян, что существенно бьет по отечественному карману: с начала этого года цена на битум поднялась на 70 процентов и составляет 450 долларов за 1 тонну. Если учесть, что потребность Казахстана в битуме в текущем году составляет 350 тысяч тонн, а в 2012 году вырастет до одного миллиона, то можно подсчитать, какие потери понесет бюджет страны.
Кроме того, в последнее время остро проявилась проблема обеспечения дорожных проектов дизельным топливом. Только на реконструкцию магистрали Астана - Щучинск необходимо 30 тысяч тонн дизельного топлива. Несмотря на резко возросшие цены, в два раза, ощущается острый дефицит дизтоплива. Министерство энергетики изыскало шесть тысяч тонн на реконструкцию автодороги, однако проблема не снята.
Удорожание и дефицит составляющих, необходимых для строительства дорог, приводит к тому, что многие дорожно-строительные компании становятся банкротами. Если в прошлом году их рентабельность составляла порядка 7-8 процентов, то сегодня они не могут покрыть затраты на основные материалы. В этой связи Министерство транспорта и коммуникаций просит “на проектах, финансируемых из республиканского бюджета, применять корректировку цен на основные используемые материалы и энергоносители”.
Астана |