Константин Маскаев
Контрабандистам и браконьерам на Каспии оставляют все меньше свободы и возможностей. Вскоре очередное быстроходное судно береговой охраны казахстанской погранслужбы начнет работу по прямому назначению. В субботу в Уральске со стапелей сошел катер проекта FC-19. Детище казахстанского судостроительного предприятия “Зенит” в первый поход проводили областной и городской акимы, сотрудники завода и представители заказчика
Нам и нашим читателям повезло. Находясь в командировке на Каспии, наш корреспондент не мог пропустить такое событие и отправился в Уральск. Прибыл, следует сказать, весьма вовремя: как раз в тот момент, когда на берегу реки Шаган собрались судостроители и просто зеваки, пограничники, моряки, представители власти, играл оркестр, звучали речи и поздравления, к новому, украшенному флагами морского семафора судну крепили традиционную бутылку шампанского.
На церемонии выступали генеральный директор АО “Зенит” Вячеслав Валиев, глава Западно-Казахстанской области Нурлан Ногаев, заместитель председателя КНБ Казахстана, директор пограничной службы, генерал-лейтенант Нурлан Джуламанов, другие персоны. Все говорили о важности гособоронзаказа, который “зенитовцы” стараются с честью выполнить, о казахстанском содержании, о повышении эффективности в деле охраны морских границ, борьбе с браконьерством и защите отечественных биоресурсов.
Затем, под звуки оркестрового марша, директор предприятия Вячеслав Валиев и представитель заказчика генерал-лейтенант Нурлан Джуламанов по старинной традиции совместно жахнули о борт бутылку шампанского. Бутылка разлетелась без сопротивления: сразу и в мелкую крошку. Хороший знак!
- Ну, дело пойдет! - заметил на это Джуламанов и в сопровождении морских офицеров и заводчан отправился на борт корабля.
Все остались довольны экскурсией. По окончании Джуламанов сказал:
- Учитывая хорошие технические характеристики катера FC-19, пограничная служба КНБ планирует заказывать такие катера и в будущем. Для охраны акватории Каспийского моря мы используем не только плавающие средства, но также и авиационные. Все в комплексе дает хороший показатель!
Многое радует на новом корабле. Проект FC-19 впечатляет. Это третье высокоскоростное судно, которое уже осенью будет доставлено на Каспий и войдет в строй береговой охраны. “Егимен” и “Найза” уже приводят браконьеров в трепет. Раньше у них было больше шансов уйти. А теперь два дизельных двигателя производства концерна MAN позволяют этим типам катеров буквально летать по морю: 53 узла, или 98 километров в час на воде - это очень много. Движители и элементы управления - концерна Rolls-Royce. Судно способно ходить в пятибалльный шторм, может находиться в автономном плавании трое суток, штатного запаса топлива хватает на 400 миль, экипаж - восемь человек.
Самые скоростные суда на Каспии принадлежат Казахстану. Они стоят на вооружении у Военно-морских сил и пограничников. Даже у союзника и партнера - российских погранцов и армии - нет таких скоростных судов. Собственно, необходимость обладать таковыми есть, пожалуй, только у Казахстана. Природа и деятельность человека определили, что именно в казахстанских территориальных водах обитает рыба ценных пород. Южнее, где ведется активная добыча нефти и газа, она просто перестала жить. Да и на нерест осетр, лосось, белорыбица, белуга, сазан, судак идут в Волгу и Урал. Поэтому именно сюда так рвутся браконьеры из Азербайджана и Дагестана. Именно казахстанским пограничникам и военным приходится вылавливать эту отчаянную братию и лишать их орудий лова, а подчас и свободы.
Уральский завод “Зенит” (предприятие бывшей советской “оборонки”) помогает в этом деле с 1993 года, строит сторожевые корабли - от больших типа флагманского “Семсер”, средних, как “Буркит”, и до скоростных катеров проекта FC-19. Новичок, к слову, получил название “Калкан”, что означает щит. Все эти корабли стерегут государственные интересы Казахстана.
Фото автора |