|
Хочешь стать портретом - держи себя в рамках
Свято место
Из школьной программы в братском Туркменистане исключили “Рухнаму”. Если кто не знает: это книга, написанная якобы бывшим, а ныне покойным президентом этой страны Сапармуратом Ниязовым. Когда-то он был первым секретарем ЦК Компартии Туркмении, а затем, когда коммунисты развалили СССР, стал сердаром (вождем) и Туркменбаши - “отцом всех туркмен”.
И издал “отец” книгу, правда, написал он ее сам или нет, никто не знает. Но книга сия стала в республике нечто вроде священного писания, заменив и конституцию, и прочие законы, и философию, и литературу. Для тех, кто не читал: туркменская нация ведет свое летосчисление “с эпохи родоначальника нации Огуз хана туркмена, жившего пять тысяч лет назад”. Так сказано в “Рухнаме”. И всякий туркмен обязан был принимать это и многое-многое подобное как непогрешимую истину.
Туркмены были объявлены их “отцом” народом богоизбранным и создавшим на пространстве от Памира до Средиземного моря 70 государств в разные исторические времена. Изобрели они колесо, первые повозки, научили остальных людей плавить железную руду и выращивать пшеницу.
Понимая значение этого опуса для самого Туркменбаши, никто из его бывших коллег, бывших первых секретарей, замечаний по тексту, понятно, не делал. Хотя было за что. Например, с хронологией у Туркменбаши была очень большая беда. Он постоянно путался, сколько же веков (или тысячелетий) туркменской нации. Наиболее часто встречающаяся цифра - пять тысяч лет. При этом пару-тройку раз попадается цифра - восемь веков (эти отрывки, видимо, просто писал кто-то другой). И один раз - семь тысяч лет.
И таких несоответствий в “Рухнаме” множество. Но кого они интересовали? Это же канон. А каноническими в истории, как известно, становились и ошибки, и глупости, и сказки. Главное - выбрать время и место, а также стиль. Время как нельзя благоприятное - крах канона коммунистического освободил место для чего угодно. Место - родные пенаты, которые всегда жаждали появления подобной “тысячелетней” идеи, как знойная пустыня освежающего ливня. Ну а в качестве стиля был избран язык скорее наставительной притчи, перемежающейся мудрыми мыслями и “историческими” сведениями.
Но после смерти вождя книга стала утрачивать свою мистическую силу и постепенно изыматься из учреждений и предприятий, где она должна была обязательно изучаться. И вот изъяли “Рухнаму” и из школ. Однако, если кто-то думает, что в братскую соседнюю страну пришел, наконец, наступивший век, тот ошибется.
Вслед за “Рухнамой” туркмен ждет новый канон: писания преемника Туркменбаши, нынешнего президента Туркменистана. Некоторые из его книг, посвященные его, как оказалось, почти героическим предкам, уже обязательны для изучения в университетах, но обещано, что вскоре поступят фундаментальные, не уступающие “Рухнаме” по глубине познания величия нации труды Аркадага (покровителя). Так ныне называют нового туркменского лидера. Выходит, книгу Туркменбаши изъяли, как видится, чтобы освободить место другому “священному писанию”.
Так что братскому туркменскому народу придется, видимо, пройти еще один отрезок “пути величия”, а может, еще и не один... Чтобы, наконец, стало понятнее древнее суждение: мудрость приходит с годами, тогда как глупость остается с рождения. |