Столичные штучки
Алла Иванилова
Самым общественным местом, кроме туалетов, на сегодняшний день являются центры обслуживания населения. Пока руководство столичных ЦОНов с оптимизмом рассказывает о планах на будущее, астанчане не перестают жаловаться на внедренный принцип “одного окна”
За первое полугодие около 300 тысяч граждан обратились в столичные ЦОНы. “Порядка 3-4 тысяч человек ежедневно”, - подсчитал и.о. Управления юстиции по городу Астане Тимур Исабеков.
Из 25 видов услуг сегодня наиболее популярными услугами центра остаются: оформление паспортов, удостоверений личности, снятие с регистрации граждан по месту жительства, регистрация и перерегистрация документов акционерных обществ, предприятий, учреждений, ТОО.
Когда в Астане открывался один из первых центров обслуживания населения, то президент лично продемонстрировал эффективность принципа “одного окна”. Глава государства показал, как легко, не отходя от “окна”, можно оформить земельный участок. Однако если для президента все оказалось проще простого, то для многих астанчан хождение по ЦОНам оказалось настоящим испытанием. Очереди, неразбериха, коррупция...
Однако сегодня руководство департамента юстиции и самих центров заверяет, что в ближайшем будущем к ним никаких нареканий не будет. “Работа над ошибками” ведется уже сейчас. Во-первых, ликвидированы очереди. “Если в прошлом году время ожидания было 20-30 минут, то сейчас - 5-7 минут”, - констатировал директор ЦОНа №1 района Алматы. Кроме этого, сотрудников центров обучают на профессиональных тренингах выдержке, этикету и культуре обслуживания.
Сейчас в центрах внедряются новые электронные базы. Так создается база данных, которая будет отслеживать прохождение каждого документа, просроченные выделять красной строкой. Для удобства горожан в ближайшее время будет запущен call-центр. Теперь не нужно будет ездить, чтобы навести справки, какой пакет документов необходимо собрать, чтобы получить удостоверение личности или пройти перерегистрацию. Достаточно будет позвонить. По телефону можно будет узнать, готов ли тот или иной документ.
Сегодня в центрах обслуживания населения уверяют, что активно борются с коррупцией. Руководители ЦОНов призывают граждан не попадаться на удочки мошенников и не “клевать” на объявления “пропишу”, “оформлю”. “Уполномоченные органы не ускоряют подготовку документов. Есть конкретные сроки. Некоторые мошенники занимаются такими делами: подделывают документы и печати. Никогда не верьте, что пропишут за деньги, за какие-то суммы. Этим занимаются только мошенники”, - предостерег директор ЦОНа №1 района Алматы Айбек Алипбай. А глава ЦОНа №1 района Сарыарка Жанар Аубакирова рассказала, что они уже направили несколько таких материалов в финансовую полицию. “Мы собственноручно задерживали таких мошенников. Устанавливали, что домовые книги фальшивые. Как выяснилось в отделе документирования, домов с такой нумерацией вообще не существует. Доходило до смешного: одна домовая книга была выдана в 2007 году в воскресный день, когда ни один ЦОН, ни отдел документирования не работал”, - поведала директор сарыаркинского Центра обслуживания населения №1. При этом руководство ЦОНов в один голос заявляет, что их сотрудники не причастны ни к одному случаю мошенничества. Это подтверждают и видеокамеры, которые установлены во всех центрах.
Сегодня главная проблема всех центров обслуживания населения - текучесть кадров. Причина банальна - небольшая заработная плата. (Средняя зарплата сотрудников ЦОНов - 25 тысяч тенге.) Этот вопрос в настоящее время решается на уровне правительства. Предполагается, что заработная плата увеличится на 70 процентов.
Несмотря на имеющиеся недостатки, в прошлом году американской организацией ЮСАИД был проведен мониторинг центров обслуживания населения, по результатам которого работе столичных ЦОНов была дана положительная оценка.
Астана |