|
Юлиана Жихорь
Недавно пользователи социальных сетей задались вопросом: как можно заработать на казахстанской нефти, не пересматривая контрактов? Предложения в большинстве своем зацикливались на увеличении экспортной таможенной пошлины (хотя бы до уровня РФ) и оглашении всех приватизационных контрактов. Ни один из участвующих в дискуссии даже не заикнулся о возможности увеличения казсодержания в, например, сервисном обслуживании добычи. А это, как выясняется, может принести существенный доход Казахстану. Если, конечно, Астане удастся выбить себе право считаться с собственным мнением
Крупнейший нефтяной проект в истории Казахстана - это, как известно, Тенгиз. Реализовывает его сегодня ТОО “Тенгизшевройл” (ТШО). Еще несколько лет назад ТШО заявил о намерениях расширения всего проекта. Общая стоимость расширения ТШО - 23 миллиарда долларов на 5-7 лет. (Сумма рассчитана пару лет назад. Но вполне может быть пересмотрена в сторону увеличения на фоне динамики пары евро - доллар и инфляция.)
При этом общая сумма инвестиций в проекты ТШО составляет не менее 200 миллиардов долларов.
Однако есть возможность увеличить наши доходы за счет увеличения казахстанского содержания. На увеличение нашего участия в собственно добыче нефти и ее экспорте у нас пока надежды нет. Но есть возможность увеличить казсодержание в сервисном обслуживании проекта.
Как стало известно “НП” из компетентных источников в правительстве, сегодня Казахстан предпринимает весьма серьезные усилия, чтобы попасть в проект расширения ТШО в качестве сервисного монополиста.
По словам нашего источника, сегодня ведется речь о возможности создания национальной сервисной компании, которая бы представляла интересы Казахстана в проекте и участвовала бы во всех стадиях подготовки ТШО к расширению - от проектирования до реализации всех работ по сервисному обслуживанию: от поставки оборудования до подготовки персонала и привлечения иностранных партнеров к сервису.
Это позволит не только обеспечить собственный машиностроительный комплекс страны заказами на ближайшее десятилетие, но и оставить значительную часть планируемых инвестиционных ресурсов в стране. Что с учетом возрастающей зависимости страны от экспортной сырьевой составляющей весьма важно.
По мнению представителей разных заводов от машиностроения (специализирующихся на создании продукции для нефтедобывающего комплекса), сегодня наши предприятия, в принципе, готовы обеспечивать проект и оборудованием (в рамках возможностей), и сервисом, и даже техперсоналом. Благо отрасль за последние годы модернизировали, сертифицировали и подготовили для рывка. Но... До начала работы предприятия должны получить техтребования к продукции, чтобы в случае необходимости пройти быстрое дооснащение и переобучение. Но их-то разработчики проекта ТШО предоставлять казахстанской стороне отказываются либо предоставляют в отрывочном варианте.
К слову, весной этого года “КазМунайГаз” заявлял, что Казахстан планирует увеличить процент локализации по проекту будущего расширения ТШО с 32 предлагаемых ТШО процентов до 44. (Дополнительно в стране оставались бы 2 миллиарда долларов.) При этом заместитель председателя правления “КазМунайГаза” по инновационному развитию и сервисным проектам Магзум Мирзагалиев сообщил тогда, что “у нас с ТШО полное взаимопонимание есть”, однако компании продолжат обсуждать вопрос увеличения процента локализации: “Мы совместно будем прорабатывать степень максимизации. Зачастую многие, наверно, слышат, что необходимо внедрять или увеличить локализацию в проектных работах, в проектировании, для того, чтобы можно было закладывать необходимую продукцию именно уже на этапе проектирования. И по этой части у нас тоже есть кое-какой прогресс. Сегодня по проектированию ПБР 40 процентов было отдано казахстанским компаниям”.
Однако в процессе переговоров ситуация поменялась. Предлагаемое АО “Национальная сервисная компания” (НСК) (со стопроцентным госучастием) власти Казахстана предлагают сделать генеральным подрядчиком выполнения проекта будущего расширения ТШО, включая участие и выполнение всех этапов проектирования, заключение заказов на поставку товаров, работ и услуг, а также подготовку отечественных кадров для проекта. При этом НСК будет обладать монопольным правом решения по привлечению в случае необходимости иностранных партнеров.
То есть, по сути, Астана хочет забрать под свой контроль всю логистику и сервис вокруг проекта, оставив полный объем инвестиций в проект в Казахстане.
Естественно, что консорциум против такого расклада. В последнее десятилетие ТШО самостоятельно определял иностранные (разумеется) компании, которые и обеспечивали сервисное обслуживание проекта. Например, на бурении были все эти годы задействованы “Parker Drilling” и “Nador Drilling”. (Кстати, “Parker Drilling” совсем недавно обвинялся в даче многомиллионных взяток чиновникам в Казахстане и Нигерии. Дело расследовалось американским Министерством юстиции согласно Акту США о зарубежных коррупционных практиках, или FCPA - Foreign Corrupt Practices Act.) И сейчас ТШО хоть и соглашается отдать часть сервиса казахстанской стороне, но насчет того, чтобы все, разумеется, категорически против.
Поэтому, как говорят в Астане, сегодня ТШО всячески торопится заключить с правительством РК Меморандум о расширении проекта на нужных ТШО условиях: максимум казахстанского содержания в предлагаемом им сценарии может составить 44 процента. Поговаривают, что такое соглашение может быть заключено уже в начале осени. Казахстанская же сторона всячески пытается оттянуть подписание меморандума хотя бы на 3-6 месяцев, чтобы успеть подготовить под сервис всю свою базу.
В общем, ситуация, где на кону стоят более 20 миллиардов долларов, очень запутанная. Чем это закончится - пока не известно. Но, скорее всего, решение о формате проекта будущего расширения ТШО и доли казахстанского содержания в нем примут уже до конца августа.
Астана |