ПРОЛИТЬ СВЕТ НА ТАРИФЫ

ПОЧЕМУ РАСТЕТ ЧИСЛО ПОСРЕДНИКОВ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКЕ

Подробнее >>>
СЦЕНА НРАВОВ

ПЬЯНЬ И ШВАЛЬ ПРОГОНЯТ С ЭСТРАДЫ

Подробнее >>>
о газете | контакты | подписка
Главная страница
Неделя власти
События
Исследования
Право
Экология
36,6
Тема
Образование
Поехали
Мир
Спорт
Светская жизнь
Люди
Культура
Шоу-бизнес
Мода
Прямой эфир
Смотри в оба
Пошутим
Гороскоп
Последняя страница
Документальный детектив
Старая версия
Форум
Реклама

Партнеры





"МК в Казахстане"


Деловой Казахстан


Сто Сторон


Виктория-победа над случайностью







погода в г. Алматы
погода в г. Астане



Секрет сервиса События

Юлиана Жихорь
Недавно пользователи социальных сетей задались вопросом: как можно заработать на казахстанской нефти, не пересматривая контрактов? Предложения в большинстве своем зацикливались на увеличении экспортной таможенной пошлины (хотя бы до уровня РФ) и оглашении всех приватизационных контрактов. Ни один из участвующих в дискуссии даже не заикнулся о возможности увеличения казсодержания в, например, сервисном обслуживании добычи. А это, как выясняется, может принести существенный доход Казахстану. Если, конечно, Астане удастся выбить себе право считаться с собственным мнением

Крупнейший нефтяной проект в истории Казахстана - это, как известно, Тенгиз. Реализовывает его сегодня ТОО “Тенгизшевройл” (ТШО). Еще несколько лет назад ТШО заявил о намерениях расширения всего проекта. Общая стоимость расширения ТШО - 23 миллиарда долларов на 5-7 лет. (Сумма рассчитана пару лет назад. Но вполне может быть пересмотрена в сторону увеличения на фоне динамики пары евро - доллар и инфляция.)
При этом общая сумма инвестиций в проекты ТШО составляет не менее 200 миллиардов долларов.
Однако есть возможность увеличить наши доходы за счет увеличения казахстанского содержания. На увеличение нашего участия в собственно добыче нефти и ее экспорте у нас пока надежды нет. Но есть возможность увеличить казсодержание в сервисном обслуживании проекта.
Как стало известно “НП” из компетентных источников в правительстве, сегодня Казахстан предпринимает весьма серьезные усилия, чтобы попасть в проект расширения ТШО в качестве сервисного монополиста.
фото из архива “НП”
По словам нашего источника, сегодня ведется речь о возможности создания национальной сервисной компании, которая бы представляла интересы Казахстана в проекте и участвовала бы во всех стадиях подготовки ТШО к расширению - от проектирования до реализации всех работ по сервисному обслуживанию: от поставки оборудования до подготовки персонала и привлечения иностранных партнеров к сервису.
Это позволит не только обеспечить собственный машиностроительный комплекс страны заказами на ближайшее десятилетие, но и оставить значительную часть планируемых инвестиционных ресурсов в стране. Что с учетом возрастающей зависимости страны от экспортной сырьевой составляющей весьма важно.
По мнению представителей разных заводов от машиностроения (специализирующихся на создании продукции для нефтедобывающего комплекса), сегодня наши предприятия, в принципе, готовы обеспечивать проект и оборудованием (в рамках возможностей), и сервисом, и даже техперсоналом. Благо отрасль за последние годы модернизировали, сертифицировали и подготовили для рывка. Но... До начала работы предприятия должны получить техтребования к продукции, чтобы в случае необходимости пройти быстрое дооснащение и переобучение. Но их-то разработчики проекта ТШО предоставлять казахстанской стороне отказываются либо предоставляют в отрывочном варианте.
К слову, весной этого года “КазМунайГаз” заявлял, что Казахстан планирует увеличить процент локализации по проекту будущего расширения ТШО с 32 предлагаемых ТШО процентов до 44. (Дополнительно в стране оставались бы 2 миллиарда долларов.) При этом заместитель председателя правления “КазМунайГаза” по инновационному развитию и сервисным проектам Магзум Мирзагалиев сообщил тогда, что “у нас с ТШО полное взаимопонимание есть”, однако компании продолжат обсуждать вопрос увеличения процента локализации: “Мы совместно будем прорабатывать степень максимизации. Зачастую многие, наверно, слышат, что необходимо внедрять или увеличить локализацию в проектных работах, в проектировании, для того, чтобы можно было закладывать необходимую продукцию именно уже на этапе проектирования. И по этой части у нас тоже есть кое-какой прогресс. Сегодня по проектированию ПБР 40 процентов было отдано казахстанским компаниям”.
Однако в процессе переговоров ситуация поменялась. Предлагаемое АО “Национальная сервисная компания” (НСК) (со стопроцентным госучастием) власти Казахстана предлагают сделать генеральным подрядчиком выполнения проекта будущего расширения ТШО, включая участие и выполнение всех этапов проектирования, заключение заказов на поставку товаров, работ и услуг, а также подготовку отечественных кадров для проекта. При этом НСК будет обладать монопольным правом решения по привлечению в случае необходимости иностранных партнеров.
То есть, по сути, Астана хочет забрать под свой контроль всю логистику и сервис вокруг проекта, оставив полный объем инвестиций в проект в Казахстане.
Естественно, что консорциум против такого расклада. В последнее десятилетие ТШО самостоятельно определял иностранные (разумеется) компании, которые и обеспечивали сервисное обслуживание проекта. Например, на бурении были все эти годы задействованы “Parker Drilling” и “Nador Drilling”. (Кстати, “Parker Drilling” совсем недавно обвинялся в даче многомиллионных взяток чиновникам в Казахстане и Нигерии. Дело расследовалось американским Министерством юстиции согласно Акту США о зарубежных коррупционных практиках, или FCPA - Foreign Corrupt Practices Act.) И сейчас ТШО хоть и соглашается отдать часть сервиса казахстанской стороне, но насчет того, чтобы все, разумеется, категорически против.
Поэтому, как говорят в Астане, сегодня ТШО всячески торопится заключить с правительством РК Меморандум о расширении проекта на нужных ТШО условиях: максимум казахстанского содержания в предлагаемом им сценарии может составить 44 процента. Поговаривают, что такое соглашение может быть заключено уже в начале осени. Казахстанская же сторона всячески пытается оттянуть подписание меморандума хотя бы на 3-6 месяцев, чтобы успеть подготовить под сервис всю свою базу.
В общем, ситуация, где на кону стоят более 20 миллиардов долларов, очень запутанная. Чем это закончится - пока не известно. Но, скорее всего, решение о формате проекта будущего расширения ТШО и доли казахстанского содержания в нем примут уже до конца августа.

Астана

Поделиться:

 
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.

Другие новости по теме:





Информация
Комментировать статьи на сайте возможно только в течении 365 дней со дня публикации.
Наши награды    

Календарь
«    Ноябрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 


Large Visitor Globe


Архив новостей
Сентябрь 2020 (102)
Август 2020 (156)
Июль 2020 (230)
Июнь 2020 (235)
Май 2020 (204)
Апрель 2020 (163)

Голосование
Оцените новый дизайн


Разработано студией Neolabs Web Solution
© 2007 Новое поколение