|
Ботагоз Омар
Устранение административных барьеров позволит вывести из тени профессиональных работников, которые сегодня трудятся в так называемых “диких бригадах”
Говоря о строительной отрасли и сфере жилищно-коммунального хозяйства нашей страны, достаточно упомянуть о том, что в 2010 году доля этих отраслей составила 9,3 процента в общем объеме ВВП, а удельный вес работников - 8,7 процента от общего числа работающих сегодня в стране. Поэтому от того, сможем ли мы возродить эти два важнейших сектора экономики, зависит не только комфорт казахстанцев, но и развитие страны в целом.
Темпы строительства в Казахстане впечатляют. Благодаря антикризисным мерам правительства их удержали даже в сложный период после 2007-2009 годов на уровне около шести миллионов квадратных метров.
Тем не менее проблем в отрасли великое множество. По словам управляющего директора НЭПК “Союз “Атамекен”, председателя ОЮЛ “Ассоциация профессиональных строителей Восточного Казахстана” Игоря Шацкого, в последние годы участники рынка, как никогда, отмечают активность недавно созданного МРР в вопросах пересмотра документации, которая обычно предшествует строительству важных объектов, а также процедур, связанных с их возведением и вводом в эксплуатацию.
“Сегодня все, кому не лень, ругают строителей из-за плохого качества. Когда обращаешься к строителям, они валят на проектировщиков: низкое качество проектов, во всем виноваты они, рисуя воздушные замки. Сейчас у меня в ассоциации проектировщики. Работая с ними, я стал искать причины такого положения дел, и я их нашел”, - сообщил в интервью “НП” Игорь Шацкий.
Союз “Атамекен” на примере Восточно-Казахстанской области выделил 70 барьеров, которые сегодня мешают развитию отрасли. Каждый пункт рассматривается с привлечением государственных органов, и профильное Министерство регионального развития (в составе которого работает Комитет по делам строительства и ЖКХ) уже предпринимает меры по их устранению: вносятся поправки в законодательство и нормативно-правовые акты.
В первую очередь Игорь Шацкий выделяет проблему различной интерпретации норм законов на местах. “В разных районах одни и те же процедуры осуществляются по-разному, хотя один закон, один технический регламент и стандарт один”, - считает он. Кроме того, имеет место неоправданное дублирование норм. “Сначала проводится экологическая экспертиза проекта, затем на нее выдается экологическое разрешение. Причем и экспертизу, и разрешение выдает один госорган. Получается, что он сам себя проверяет. Причем застройщик теряет время, пока эта процедура запускается дважды, и на каждую, заметьте, уходит не менее двух месяцев”, - утверждает представитель профильной ассоциации.
Очень большой пласт проблем возникает по ценообразованию. “Кладочные работы сегодня закладываются в государственных сметах из расчета 1500 тенге за кубический метр. Но фактически они запрашивают в четыре раза больше - 6,5 тысячи тенге. Аналогично и по другим параметрам. Штукатурные работы - 650 вместо 300 закладываемых, мягкая кровля - 300 вместо 57 (расхождение теории с реальным положением вещей - более чем в 5 раз), и так по всем работам”, - пояснил Игорь Шацкий.
“Все это приводит к тому, что профессиональные работники не хотят работать по таким расценкам и уходят в тень, в так называемые “дикие бригады”. Такие “дикие бригады”, как никогда, расцвели в последние годы. Они не платят ни пенсионных взносов, ни налогов. Это также приводит к тому, что, когда уходят профессиональные люди, мы набираем непрофессиональных, и опять-таки это сказывается на качестве работ”, - добавил эксперт.
Очень много времени уходит на согласование документов. “Сегодня на согласование уходит до десяти месяцев, причем госорганы даже не хотят параллельно согласовывать. Экологи принимают документы только после санитарно-эпидемиологической санкции (СЭС), СЭС - после земельщиков. Для того, чтобы проект согласовать, нужно подать объявление в газету и провести общественные слушания. Любой проект: кафе, завод - без разницы. Потом, очень часто с первого раза придерутся к запятой и откажут в согласовании. Приходится проходить через все вышеперечисленные инстанции заново”, - сообщил представитель союза “Атамекен”, добавив, что в настоящее время МРР приняло решение убрать все эти согласования, поскольку проект проходит экспертизу, которая должна смотреть на соответствие всем государственным нормативам, будь то санитарные, экологические и так далее. “То есть фактически мы жили все эти годы в дублировании”, - резюмировал эксперт.
Часто из-за желания сэкономить бюджетные средства чиновники урезают финансирование на строительство социальных объектов, выделяя, по словам Игоря Шацкого, 23 миллиона тенге вместо 90 (все соответствующие документы у него имеются), 6 вместо 21, 10 вместо 37. После определения стоимости проектных работ проектировщики проходят процедуру экспертизы. И несмотря на то, что ее стоимость должна быть не выше десяти процентов от стоимости всего проекта, нередко на эту процедуру уходит до половины от всех выделенных на возведение объекта средств. “У нас госэкспертиза считает не от фактической стоимости проекта, а от теоретической, невзирая на урезания. Застройщику и так финансирование снизили в несколько раз, а тут еще экспертиза забирает 38 процентов, иногда и все 50 процентов, вместо 10 положенных”, - сообщил Игорь Шацкий.
По причине несвоевременного предоставления документов зачастую задерживаются сроки строительства, и в итоге виноватыми принято считать застройщиков. “Приведу один пример. Договор на строительство детской многопрофильной больницы в ВКО заключили 7 июня 2012 года, срок сдачи у него - через 6 месяцев. По состоянию на май 2013 года ему не выдали задание на проектирование от госоргана, технические условия на теплоснабжение. Зато на него уже два раза подали в суд о признании его недобросовестным поставщиком”, - отметил представитель ассоциации.
Немало вопросов возникает и при сдаче объектов в эксплуатацию. Органы СЭС требуют, чтобы при строительстве дошкольных учреждений штепсельные розетки устанавливались на высоте 1,8 метра от пола, основываясь на СП №1684 от 30 декабря 2011 года “Требования к объектам воспитания и образования детей и подростков”. А управление государственного архитектурного контроля требует, чтобы те же самые розетки устанавливались на высоте 0,2 метра от пола, ссылаясь на СНиП РК 3.02-25-2004 “Общеобразовательные учреждения”.
“Получается, какой бы норматив ни исполнил застройщик, его все равно оштрафуют, и таких примеров много”, - добавил Игорь Шацкий.
И таких казусов - великое множество. К примеру, касательно сноса зеленых насаждений также нет никаких стандартов. “Если бы ввели норму: срубил одно дерево - посади 20, было бы все четко и понятно. Но нет этого, а потому местным исполнительным органам приходится выкручиваться, кто как может. Однажды мы столкнулись с тем, что нужно было снести 20-летнее дерево. Нам дали разрешение пересадить его, но с замечанием: если оно не приживется, мы должны посадить такое количество новых деревьев, которое равно количеству веток на неприжитом дереве”, - отметил управляющий директор НЭПК. “Я говорю: а вы как ветки считать будете? Боковые или только стволовые? А листья будете считать? А если сломается одна ветка, мы ее как две будем считать или как одну? И таких вопросов - очень много”, - отметил Игорь Шацкий, подчеркнув, что реформирование ведется, причем с активным участием бизнеса. А значит, расхождение теории с практикой в этих вопросах может стать достоянием истории.
Астана |