Ботагоз Омар
К середине следующего года планируется создать объединенную транспортно-логистическую компанию (ОТЛК) России, Беларуси и Казахстана. Одна из ее главных целей - повышение доходности за счет развития транзитных маршрутов между Европой и Азией.
Удивительно точно - как по количеству игроков, по маршрутам, так и по срокам - совпадают планы Европейского союза по слиянию трех крупнейших контейнерных компаний Европы, которые также борются за соперничество в направлении Азия - Европа. Но здесь есть одна лишь поправка: если у нас объединенный оператор будет курсировать по железной дороге, то у европейцев - по морскому пути. На чьей стороне окажется перевес?
О создании ОТЛК речь идет уже давно, едва был создан альянс трех стран: Казахстана, России и Беларуси. Эксперты убеждены, что этот самый яркий и, пожалуй, первый совместный проект “тройки” позволит увеличить доходную базу всех национальных железнодорожных перевозчиков трех стран и обеспечит настоящий рывок в развитии логистики стран - участниц ТС.
Концепцию создания транспортно-логистической компании поддержали на заседании глав правительств “тройки” летом 2012 года в Санкт-Петербурге. Стоимость создаваемого логистического предприятия ориентировочно составит 2-2,25 миллиарда долларов США. РЖД может внести в это совместное предприятие 50 процентов плюс одна акция “Трансконтейнера”. КТЖ может внести активы “Казтранссервиса” и “Кедентранссервиса”, а белорусская сторона, в свою очередь, может предоставить около трех тысяч фитинговых платформ и терминал в Бресте.
Возможно, ОТЛК будет действовать на основе “РЖД Логистика” - предприятия, которое действует под эгидой “Российских железных дорог”.
Так как главной целью ОТЛК является повышение прибыли всех трех национальных железнодорожных перевозчиков, она будет делать большую ставку не только на перевозке контейнерных грузов в рамках ЕЭП, но и главным образом на транзитных маршрутах между Европой и Азией. Согласно бизнес-плану, ее общий грузооборот к 2020 году планируют довести до 4,2 миллиона TEU (контейнеров в 20-футовом эквиваленте).
Однако у компании уже сейчас появляется серьезный конкурент, который будет развивать направление контейнерных перевозок в сфере морского транспорта.
В середине июня три крупнейших контейнерных оператора мира - датская Maersk Line, швейцарская Mediterranean Shipping Company (MSC) и французская CMA CGM - договорились о создании единой сети обслуживания.
Общая доля этих трех компаний в мировых контейнерных мощностях составляет около 37 процентов. Они намерены сотрудничать на направлениях Азия - Европа, перевозках через Тихий океан и Атлантику. Подобный план потребует одобрения многочисленных регуляторов и технической проработки, поэтому начало совместной эксплуатации намечено на второй квартал 2014 года (то есть также к середине следующего года).
P.S. По словам председателя Комитета транспорта и путей сообщения Минтранскома Нурдаулета Килыбая, к середине 2014 года ожидается и создание ОТЛК на паритетной основе (каждой стране будет принадлежать 33 процента). В настоящее время проводят процедуру оценки казахстанских активов (КТС и АО “Кедентранссервис”, которые могут войти в капитал ОТЛК), по итогам которой будет известна доля взноса.
Астана |