Ольга Шишанова
В нашей стране на протяжении уже нескольких лет ведут поиск оптимальной модели так называемой административной юстиции, которая могла бы решать споры о правах, гарантированных Конституцией РК, “любого человека и гражданина”
Административное право имеет для каждого очень большое практическое значение, поскольку по всем важным вопросам нашей жизни мы имеем дело с административными учреждениями.
Соответственно, не в последнюю очередь из-за значимости этих административных решений для жизни каждого из нас мы зависим от того, насколько бывают законны издаваемые административными органами решения, насколько неправомерные решения, в случае необходимости можно поручить проверить независимым судам или компетентным органам.
Согласитесь, что зачастую простой гражданин республики должен, что называется, соблюдать субординацию по отношению к административным органам.
Между тем как административное право служит тому, что этот самый гражданин может, на основании закона, противостоять противоправным административным действиям.
Кроме того, административное право, которое еще называют “конкретизированным конституционным правом”, играет значительную роль не только в социальном, но и в экономическом климате страны. Например, международный опыт показывает, что те страны, которые добились у себя введения подобной административной юстиции, могут сегодня похвалиться увеличением международных инвестиций.
Между тем, несмотря на большое количество конференций, круглых столов и многочисленных рекомендаций экспертного сообщества, становление полноценной административной юстиции в большинстве постсоветских государств, в том числе и в Казахстане, пока затруднительно.
И дело здесь, по мнению ведущего научного сотрудника Института законодательства РК Алмата Габбасова, “в ценностном неприятии административной ответственности государства перед частным лицом для подавляющего числа отечественных законодателей и правоприменителей”.
Да и вообще, как полагает член Конституционного совета РК Анара Жаилганова, “КоАП РК носит излишне репрессивный характер”, причем наиболее актуальной является нерешенность проблемы самой доктрины административного права, неясности и трудности в понимании предмета либо неоднозначная их трактовка.
Взять, к примеру, статью 387 КоАП - нарушение правил благоустройства городской территории, в которой после проведенного анализа соответствия выявили существенные различия обязательных требований. Согласно им, в некоторых регионах республики установили полный запрет на разжигание костров в населенных пунктах, нарушение которого влечет за собой административную ответственность, а в других областях о таких правилах, даже на бумаге, и не слышали.
Либо проблема необходимости изменения измерителей штрафов, которая подразумевала бы выход из системы исчисления согласно месячному расчетному показателю. Ведь, если в соответствии с Законом РК “О республиканском бюджете” размер МРП увеличивается каждый год, то увеличиваются и суммы штрафа по административным правонарушениям. Хотя общественная опасность от содеянного, по мнению специалистов, не носит столь изменчивого характера, как МРП.
Астана |