|
Юлиана Жихорь
Пожарный порядок
Парламентарии пекутся о безопасности граждан, призывают к ответственности МЧС за землетрясения и убеждают не считать подработку на стороне коррупцией
Вчера мажилисмены на пленарном заседании одобрили в первом чтении законопроект “О гражданской защите”. Документ ставит целью интегрировать в себе существующие на сегодня две параллельные системы - Гражданской обороны и Государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС. В один сводятся шесть законов: “О ЧС природного и техногенного характера”, “О гражданской обороне”, “О пожарной безопасности”, “О промышленной безопасности на опасных производственных объектах”, “О госматрезерве”, “Об аварийно-спасательной службе и статусе спасателей”.
Новеллой закона будет понятие “гражданская защита”, которое представляет собой общегосударственный комплекс мероприятий, проводимых в мирное и военное время, направленных на обеспечение защиты населения, объектов и территории РК, оказание медицинской и психологической помощи населению, находящемуся в зонах чрезвычайных ситуаций”, - сказал министр по чрезвычайным ситуациям РК Владимир Божко.
Документом также устанавливаются условия социального обеспечения граждан, пострадавших вследствие ЧС, порядок возмещения ущерба, причиненного здоровью и имуществу граждан, окружающей среде и объектам хозяйствования. “Устанавливается право на компенсацию жилья из государственного жилого фонда лицам, утратившим жилище в результате ЧС природного характера, а при ЧС техногенного характера жилище, разрушенное или ставшее непригодным для проживания, будет компенсироваться за счет средств причинителя ущерба”.
Депутаты, конечно, работу МЧС оценили. Но вопросов от этого меньше не стало. Меруерт Казбекова вспомнила, как глава МЧС узнал о последнем сильном землетрясении от подчиненных, которым сообщили родные-алматинцы: “Запоздалая система оповещения способствовала панике среди гражданского населения. Однако никто из руководства МЧС никакой ответственности за это не понес”. Она отметила, что и в данном законопроекте для министерства и его региональных подразделений предусмотрены только различные права: на проверки, контроль, управление материальными и финансовыми ресурсами, “которое вы скромно назвали “компетенция уполномоченного органа”. “Но нет ни одного слова об ответственности!” - возмущалась депутат. Она сообщила, что фракция “Ак жол” предлагала внести в документ ответственность МЧС и его должностных лиц “за ненадлежащее исполнение своих обязанностей” (за спасение людей в ЧС), но поправку не приняли. “Почему?” - вопросила Казбекова.
Министр дал интересный ответ: “Ответственность у нас есть. Мы всегда очень жестко реагируем на недостатки спасательных операций. Мы повышаем профессионализм и требуем, чтобы ответственность подразделений, отдельных спасательных отрядов была на высоком уровне. И вы знаете, я ни одного звонка не пропускаю, если получаю на свой блог обращения граждан, даже если кто-то позвонил и ему просто плохо ответили, не то что не оказали помощь. Соответствующие приказы по министерству есть.
Что касается пострадавших от природных стихий... Если гражданин пострадал от бурана, конечно, мы разбираемся. Но какая может быть ответственность МЧС, если землетрясение происходит? Сложно как-то положить это требование в закон и четко определить: при 4 баллах мы не отвечаем, при 5 баллах отвечаем. Здесь очень сложно провести соответствующую градацию”.
“Ак жол” поднял и тему недавно уволенных за подработку на стороне пожарных. “Мало того, что они (пожарные. -
“НП”) потеряли работу, они еще и не могут работать больше на госслужбе. При этом многие из них являются кадровыми сотрудниками, в том числе ваших специализированных учебных заведений”, - сказал мажилисмен Азат Перуашев. “Они вместо трехдневного отдыха устраивались на вторые работы, они ни у кого денег не воровали, бюджетных денег не расхищали. Вы им отводите три дня на отдых, а у многих из них нет жилья, им отдыхать негде. Они потому и работали”, - заступился депутат.
Депутаты предложили ввести в законопроект меру по выводу подобных нарушений из числа коррупционных.
Однако Владимир Божко заметил, что это решение не его: сему есть законодательная основа, данная Генеральной прокуратурой и финансовой полицией. “Нам всем однозначно сказали, что это является коррупционным нарушением, и они подлежат увольнению. И мне было не менее жалко увольнять людей, в том числе тех, кто прослужил большой период в наших структурах”, - сказал министр. И сообщил, что некоторых из них министерство постаралось трудоустроить в структуры ведомства, но не на госслужбу, а в акционерные общества.
“А что касается изменения в рамках закона... давайте обсудим, - сказал глава МЧС. - Но у меня есть заключение всех организаций, отвечающих за надзор за законами, которые мне однозначно рекомендовали - уволить. Я не могу ослушаться”.
Астана |