Юлиана Жихорь
Дисконт за быструю оплату штрафов за нарушение ПДД, бонусы за законопослушность, ограничение в гражданских правах за лихачество... Это и многое другое ждет казахстанцев с принятием нового закона “О дорожном движении”
Закон “О дорожном движении”, рассматриваемый в парламенте”, станет эдаким мини-кодексом для водителей. Он фактически интегрирует в себе многие основополагающие документы по регулированию взаимоотношений автолюбитель-государство. В документе определяются права и обязанности участников дорожного движения, которые ранее были урегулированы подзаконным актом - Правилами дорожного движения.
Именно в законе предполагается прописать отныне не только правила поворотов, но и уровень штрафов за нарушения ПДД. Причем гражданам предлагают выбрать “дисконтную систему” уплаты штрафов. Размер штрафа снижается на 50 процентов в случае его уплаты на месте совершения административного правонарушения либо в течение суток с момента его наложения. “А в случае оплаты в течение семи дней - на 30 процентов”, - сообщил глава МВД Калмуханбет Касымов.
Законом же вводятся и ограничения прав и свобод граждан, не оплачивающих вовремя штрафы за нарушения ПДД. Речь идет о невозможности получения ими ряда государственных услуг (например, нельзя будет зарегистрировать автомобиль, получить какие-то справки, пересдать экзамен на водительские права). Не все депутаты оказались готовы к такому ограничению в правах. Мажилисмен Серикжан Канаев предложил эту норму отменить как дискриминационную. Мол, за неоплаченный штраф в 5 тысяч тенге гражданин не сможет получить госуслуги! Однако министр был непреклонен: “Нарушил закон - должен отвечать. Мы должны принять все меры принуждения”.
К слову, фиксирование такой “дискриминационной” нормы в законе обусловлено... положениями Конституции.
Как пояснил Касымов, действующие ПДД кроме определения прав и обязанностей участников дорожного движения также содержат нормы запретительного характера, “что противоречит 39-й статье Конституции, которая допускает возможность ограничения прав и свобод наших граждан только законом”.
Вполне возможно, что ко второму чтению законопроекта в мажилисе в документе появится еще одна запретительная статья - курение в автомобиле. Такую идею озвучил депутат Омархан Оксикбаев. Мол, многие аварии происходят из-за отвлечения водителей на этот дурман: то дым им мешает, то процесс прикуривания, то еще что-нибудь. На этот раз Калмуханбет Касымов пообещал подумать: “Мы усилили ответственность по всем практически статьям. Давайте обсудим в рабочей группе и курение. Во многих странах запрещено курить за рулем. Действительно, это отвлекает, есть вопросы”.
Кроме всего прочего законопроект включает в себя еще несколько новых норм. Так, вводят новые формы водительских удостоверений: они будут иметь 7 категорий и 6 подкатегорий. (Депутаты по этому поводу не преминули пошутить, что-де каждый новый глава МВД обязательно обновляет водительские права и обязательно - ПДД. И все - согласно международным стандартам.) Новое водительское удостоверение будут выдавать людям, впервые их получающим, и тем, кто хочет заменить. Существующие водительские удостоверения будут действовать до истечения их срока действия, то есть 10 лет.
Кроме того, будут регистрировать все транспортные средства, которые могут развивать скорость более 50 километров в час: мотоциклы, квадроциклы и мопеды, которые сейчас вообще не регистрируют. “В то же время мы будем допускать к управлению этими транспортными средствами людей, достигших 16 лет, которые сейчас находятся вне правового поля”.
Астана |