|
Юлиана Жихорь
Самые большие дискуссии в парламенте разворачиваются, когда дело доходит до распределения или итогов освоения государственных денег. Но как бы депутаты ни бились, осуждая власти за неверное планирование или, что еще хуже, некачественное использование средств, дальше словесной критики дело не доходит. Вот и на этот раз парламент одобрил отчет правительства и Счетного комитета по исполнению республиканского бюджета, дав Кабмину карт-бланш на продолжение работы еще на год
Денежные баталии разворачиваются в парламенте два раза в год. Один раз осенью, когда народные избранники пытаются “выудить” из правительства побольше денег для лоббируемых ими областей. И весной, когда заслушивают отчеты Кабмина и Счетного комитета по исполнению бюджетов лет прошлых. Как правило, цунами критики останавливается на рабочих группах, оставляя на совместное заседание палат парламента (а именно в таком формате одобряется или не одобряется отчет правительства) лишь небольшие, но самые яркие “критические моменты”. Как правило, такое совместное общение занимает пару часиков. На этот раз депутаты разошлись - на обсуждение качества работы Кабмина ушло почти четыре часа (депутаты даже пожертвовали обедом).
Начало заседания не предвещало ничего экстраординарного. Разве что министр финансов Болат Жамишев не стал повторять цифры, остановившись на обещаниях улучшить качество планирования и финансового контроля: “Новая бюджетная политика предполагает переход от управления бюджетными затратами к управлению результатами. Это соответствует видению большинства депутатов, высказанному при обсуждении на заседаниях комитетов и палат парламента”.
Сейчас уже подготовили проект новой концепции государственного аудита. И, как заявил Жамишев, “это не будет очередная бумажка, здесь будет прописан не только контроль, но оценка существующей системы управления”.
Согласно этой концепции, предполагают предусмотреть проведение Счетным комитетом предварительной оценки проекта республиканского бюджета до внесения его в парламент. То есть в случае чего счетники больше не смогут обвинить правительство, что-де то “недосмотрело” - ответственность будет обоюдной. Правда, оценка будет носить рекомендательный характер.
Как, впрочем, и все другие оценки Счетного комитета. Из года в год счетники находят практически одни и те же недочеты в процессе исполнения бюджетных средств и планирования бюджета. Из года в год Счетный комитет отмечает, что экономика Казахстана все глубже сваливается в яму зависимости от нефти, в то время как правительство рапортует о росте несырьевых отраслей и расцвете переработки. Но то ли объемы роста несоизмеримы с количеством добываемой нефти, то ли расцвет какой-то хиленький, но процент падения с каждым годом только увеличивается.
Равно как и из года в год кочуют цифры недоосвоенных средств. Мажилисмен Татьяна Яковлева, как и многие ее коллеги в годы прошлые, провела параллель между качеством планирования, обязательным для нашего бюджета ежегодным (и неоднократным) уточнением бюджета и эффективностью использования государственных финансов: “Одним из основополагающих факторов, изначально влияющих на эффективное и качественное исполнение бюджета, является реалистичность планирования его показателей. По оценке Счетного комитета, в 2012 году 219,1 миллиарда использованы неэффективно. А неэффективность расходов, как правило, - результат некачественного планирования”.
И тут правительство уже не может прикрыться целевыми индикаторами (помните бюджет, ориентированный на результат?). Стратегические планы развития есть у каждого ведомства. И утверждаются они отнюдь не министерствами-агентствами самостоятельно, а исключительно премьерской визой. Так что ответственность за все несет, в том числе, и премьер.
А вот зато за некачественность расходования средств в регионах отвечают не первые головы. Владислав Косарев, например, поинтересовался: “Неосвоено в центре более 40 миллиардов, акиматами - более 50. Кто персонально понес наказание за неосвоение свыше 90 миллиардов тенге?”. Оказалось, “были наказаны заместители акимов, ряд председателей комитетов”.
Но порой бывает и так, что освоение идет чересчур рьяно. (Это как раз из разряда качества планирования). Например, сенатор Гани Касымов удивился стоимости строительства дороги Шымкент - Ташкент. Согласно сметной документации (“и Минфин подписал это соглашение”), один километр трассы обходится в 3,7 миллиона долларов. “Это у нас щебенка бриллиантовая, что ли, или асфальт, цемент?” - не понял Касымов.
На что получил от премьера ссылку на “мировой опыт”. Мол, в Финляндии и Германии километр обходится от 8 до 10 миллионов евро. (Правда, Серик Ахметов не стал говорить о том, что в Финляндии и Германии дороги не разваливаются через год после их строительства, да и по качеству они гораздо лучше, чем наши 4-миллионные.) “Вы же видите: мосты, дома падают, люди гибнут. Что вы делаете? Будут меры или нет в отношение хищений, воровства, откатов?!” - возмутился Касымов.
Ни премьер, ни главы Минфина и Минэкономики не придумали должных ответов. “Я постарался объяснить подходы к вопросам, связанным с планированием. Вопросы, которые вы задали, и связанные с расходованием, и с целевым использованием бюджетных средств, наверное, больше к Болату Бидахметовичу (министру финансов Жамишеву. -
“НП”), который контролирует реализацию республиканского бюджета, а не ко мне”, - отвертелся министр экономики и бюджетного планирования Ерболат Досаев.
“Отпасовали. Болат Бидахметович, пожалуйста. Матч продолжаем”, - прокомментировал “пас” спикер мажилиса Нурлан Нигматулин.
Собственно, “матч” продолжился в целом у правительства. Сенаторы одобрили отчет единогласно, среди мажилисменов 10 проголосовали против, 4 - воздержались. Остальные 89 из присутствовавших депутатов дали “добро” правительству на продолжение работы. В том же духе.
Астана |